| 
   | АСС. Каталог 2010 Ландшафт. Дизайн.  Рубрика Теория/Стиль: Цветные сады в Шомон-сюр-Луар-2009 |  |    ЦВЕТНЫЕ САДЫ В ШОМОН–СЮР–ЛУАР-2009 С апреля по октябрь 2009 года в Дворцовом ландшафтном парке в Шомон–сюр-Луар уже в 18-й раз проходил международный фестиваль садов. Тема фестиваля 2009 года «Цветные сады» (или буквальный перевод «Сады Красок»). Авторы, используя секретный код цветов, предложили чувствительные сады оттенков, играющие тысячами скрытых смыслов. Ведь с какой бы точки зрения не рассматривался цвет (философской, научной или символической), он всегда остается неотъемлемым элементом сада. И в саду, как и в живописи, человек пытается понять и освоить цвет, достичь гармонии, контрастов и равновесия.Бельгийский ландшафтный архитектор Жак Виртц разделил территорию выставки на 30 отдельных садов, оправленных «букетными» живыми изгородями. Президентское кресло в составе жюри в
 этом году доверено Мишелю Пастуро, историку-медиевисту и неоспоримому специалисту в области цвета, всемирно признанному автору многочисленных работ в этом направлении.
 286 кандидатов подали досье на участие в конкурсе. Жюри отобрало для участия 20 садов и 5 приглашенных: Патрик Бланк (ботаник), Кристоф Робин (колорист), Эрик Боржа (ландшафтный дизайнер), Мишель Расин (ландшафтный дизайнер), Симон Крузе.
 Особенность и прелесть садов Шомон–сюр-Луар в том, что, во-первых, желающие могут посещать и наблюдать данное мероприятие с середины апреля до середины октября. Во-вторых, могут свободно пройтись по экспозициям, присесть и отдохнуть, находиться некоторое время внутри сада и проникнуться атмосферой, которую хотели создать авторы, понять концепцию и суть, уловить мысли создателей.
 На обустройство каждого сада авторам выделялся одинаковый бюджет, и все мастера садового искусства находились в равных условиях. Что из этого получилось — смотрите дальше.
 |  
 |  Невесомость материи  Автор: Одиль ДЕКО (ландшафтный дизайнер), ФранцияСад-сооружение. Представляет собой имитацию пространства,
 которая затягивает посетителя в виртуальность. Если в хореографии
 тело танцует, чтобы описать пространство, то здесь уже само
 пространство работает на пользу тела. Сад-сооружение очень
 прост: он походит на диковинный кабинет, только на этот раз с
 внешней стороны. Будет идти дождь, стоять хорошая или
 пасмурная погода, дождь, тучи и солнце, отражаясь в зеркалах
 и в пруду, будут усиливать эти эффекты. Не являясь, по сути,
 зеркалами, границы тёмных металлизированных пластин придают
 периметру сада овальную форму. Отсутствие углов
 и горизонтальные зеркала, расположенные в неравномерной
 плоскости и закрепленные на задней опоре, отражают и
 увеличивают силу искаженных рефлексов, поглощая их в черном
 цвете. Как было запланировано, темная почва из резиновой
 стружки хорошо впитывает и покрывает мягко обработанную
 и углубленную поверхность до небольшого бассейна в самом
 центре сада. Под небольшим слоем воды дно выкрашено в
 черный цвет, за счет этого пруд кажется бездонным. Вода должна
 была выполнять функцию зеркала и отражать рефлексы,
 посылаемые периферийными зеркалами. Во время реализации
 небольшой бассейн был заменен растительностью, высаженной в
 форме овала. Граница зеркал при входе создает своего рода
 ширму, которая словно погружает посетителя в черный
 калейдоскоп.
 |  |   | Желтая линия  Авторы: Мэтини ЭЛЮДЮ, Жюльен ВИНЬЯН, Гейлор Ле ГОАЗЬЮ (ландшафтные дизайнеры), Франция
 Желтая разметочная линия уводит нас от городской суеты и вводит в мир
 природы, растений. Экспозиция восхищает грамотно подобранными рас-
 тениями, свежестью и гармоничным сочетанием. Этот сад — результат идеи
 того, что наиболее сильное воздействие на человеческий глаз может про-
 извести желтый цвет на черном фоне. Именно эти цвета присутствуют в
 городском пейзаже: система дорожных знаков и рекламные вывески. В
 саду черный цвет в чистом виде не фигурирует, но присутствует множество
 темных оттенков, которые зрительно окрашивают цветок, стебель и лепест-
 ки, в результате чего наблюдаем удивительные незнакомые нам растения.
 Движение желтой линии привлекает внимание еще за пределами сада: она
 пересекает сначала белый участок и прерывается, чтобы превратиться в
 пунктирную линию дороги, которая пересекает темный сад. После движе-
 ние линии приобретает спиралевидные формы, линия сбивается на «япон-
 ский манер», чтобы окружить сад яркими вертикалями, и тогда он уже ста-
 новится похожим на огород.
 |  |  
 |  Стирка в цветах  Авторы: Аннаэль МАДЕК (дизайнер), Жан-Франсуа МАДЕК (архитектор), Клеман КОНСТАНТЕН (ботаник),
 Франция
 Развиваясь на ветру, множество красочных вещей парят
 над сияющим садом и кажется, что они создают эхо
 оживляющим его цветам. Этот сад – приглашение в стра-
 ну беззаботности и удовольствия от созерцания. В осно-
 ве его задумки лежит «движущая» идея цвета, которая
 воплощается благодаря растениям. Сад структурирован
 дорожкой из ракушечника, который своим рисунком
 объединяет 9 зон, засаженных красящими растениями,
 которые меняют свой тон от алого до синего по мере про-
 движения к центру. Посетив этот сад, ощущаешь упоение
 цветом, движением ветра, легкостью восприятия мира.
 На маленьком кусочке земли авторам удалось создать
 «сказочную страну», в которой хотелось остаться.
 |  |   | Ультрафиолет  Авторы: Мари-Тифани АМОН-ДЕЛЬГАДО, Флоранс МОТТ (архитекторы),Анн-Элиз АМОН (инженер по благоустройству территорий),
 Пьер-Александр МАРШЕВЕ, Эрик ЖАНТИ (ландшафтные дизайнеры),
 Франция
 «Ультрафиолет» — сад, который играет с границами восприятия цвета.
 Гамма фиолетовых оттенков не оставляет посетителей ни среди листвы,
 ни среди цветов — до конца видимого спектра. Далее, происходит про-
 цесс фотосинтеза под действием ультрафиолетовых лучей и его хромати-
 ческих вариаций, вследствие чего бесцветный павильон превращается в
 невидимую лабораторию. Восприятие цвета здесь модифицировано и
 нейтрализовано, чтобы показать губительное воздействие ультрафиоле-
 товых лучей. Немногочисленные растения под палящим солнцем пытают-
 ся здесь выжить. Экспозиция является одновременно символом пользы и
 опасности ультрафиолета по отношению к окружающей среде и человече-
 ству в целом, а солнцезащитный фильтр из стекла (в ограждении выпол-
 ненном из стекол солнцезащитных очков) создает переменчивый диалог
 между фотосинтезом и засухой, цветом и его отсутствием.
 |  |  
 |  Сумерки  Авторы: Альваро ДЕ ЛА РОЗА МОРА (скульптор и садовод), Патрисия ДИАЗ АГРЕЛА (инженер-агроном), Испания
 В этом саду доминирует глубокий красный цвет, «тяжелый и эмоциональ-
 ный», как картина, в которой используются темные тона. Растущие рядом, его
 цветы и растения отдадут лучшее, что в них есть в темное время суток. Кон-
 траст между тонкостью японских злаковых Imperata cylindrica, посаженных в
 центральном островке сада, создают особенную атмосферу багрового и чер-
 ного, суровую и завораживающую, играя со светотенью в любое время дня.
 Сад обрамляют белые воздушные гауры, которые способствуют фокусирова-
 нию взгляда на тёмно-красном пятне сада.
 |  |   | Из темной воды в белую высь  Авторы: Анук ВОЖЕЛЬ, Катарина БРАНДТ (архитекторы-ландшафтные дизайнеры), Нидерланды
 «Из темной воды в белую высь» — этот сад выражает глу-
 бочайшее почтение и уважение в адрес творения Эшера
 под названием «Небо и вода», и воссоздает его смысл
 при помощи двухцветных поэтических лугов, которые
 взаимно изменяются благодаря хорошо выполненному
 плану насаждения: от черного к белому. Рассредоточен-
 ные по периметру сада кресла позволяют посетителям
 проникнуться плавными и прогрессирующими перехо-
 дами цвета.
 |  |   | Видеть красный  Авторы: Патрис ГОБЭР (архитектор), Мари-Кристин ЛОРЬЕ (художник), Паскаль МОНТЕЛЬ (декоратор), Беатрис ТОЛЛЮ (исполнитель), Франция
 Сад представляет собой монохромный микро-пейзаж с холмами. В них –
 разные видеоустройства, коллекции повествовательных и замысловатых
 предметов. А дорога из красного песка так и манит сделать привал и отдо-
 хнуть. Холмы покрыты цветущей растительностью и листвой, внизу почва
 устлана корой и разноцветными минералами. Что это? Желание раскрыть
 опасность окружающей среды? Фобии на предмет общественной безо-
 пасности, но в то же время экзальтация жизнью, природой и общением
 между людьми? В саду — более 20 разновидностей растений. Его цель —
 достичь перехода красного цвета — от светлого весеннего оттенка до
 более глубокого тона осени. Красный символизирует сигнал тревоги и
 угрозу окружающей среде. Но природа побеждает — жизнь бьет ключом
 среди цветущих растений.
 |  |   | Гласные  Авторы: Томас ван ЭКХУТ (ландшафтный архитектор), Жюли де ЛЕЭЖ (архитектор-сценограф),
 Женевьев ЭРКЕН (доктор философии),
 Ив КОЛАР (ландшафтный архитектор), Бельгия
 Автор взял за основу сюжета "Цветной сонет" — стихот-
 ворение знаменитого французского поэта XIX века
 Артюра Рембо под названием «Гласные». Это стихотво-
 рение уводит нас в мир грез, мечтаний. Поэтому посе-
 тив данную экспозицию, мы должны быть покорены
 загадочной атмосферой этого сада.
 |  |   | Сад головоед (Сад пожиратель голов)  Авторы: Стивен ФУРМАН, Самсон ЛАКОСТ, Люк ПИНСАР, Валь де Сэн (студенты), Филипп МАЙОЛЬ (преподаватель), Высшая Национальная
 школа Архитектуры г.Париж, Франция
 Сад «Головоед» предлагает индивидуальный красочный эксперимент.
 Цветные фильтры в форме шаров располагаются на уровне человеческого
 роста, приглашая таким образом посетителей просунуть в них голову. Тогда
 белый сад становится ярким и красочным, но для этого требуется непо-
 средственное участие самих гостей, которых каждый из шаров уносит в
 незабываемое космическое путешествие.
 |  |   | Метеор  Авторы: Николя ЛО КАЛЬЗО (ландшафтный дизайнер и фотограф), Франсуа БОССЭ (пейзажист), Франция
 Кратеры, гейзер и облака вдохнули жизнь в идею этого сада.
 Словно после падения метеора, пустота сама становится
 создателем жизни и цвета. Заполненное пространство рож-
 дается из пустоты, а цвет — из темноты. Этот сад представля-
 ет собой пространство, образованное из двух разных начал:
 влажной среды с кратерами и сухой среды. Связь между
 ними выражена буйством цветов и невероятным экотоном с
 цветовыми переходами от более теплых к более холодным.
 Такие непризнанные — красящие — растения, как индигофе-
 ра или вайда сочетаются с наскальными материалами,
 заимствованными у природы.
 |  |   | Сад красавицы  Авторы: Кристоф РОБИН (колорист), Кларис БЕРРО (флорист), ФранцияФранцузский проект, объединивший парикмахера-колориста Кристофа
 Робина, и дизайнера. «Сад красавицы» построен на реминисценциях и
 отсылках по фильму «Ослиная шкура». Сад условно разделен на три комна-
 ты: для блондинки, брюнетки и рыжей. У каждой есть свой стул–кресло, зер-
 кало и соответствующая цвету волос растительность. Создатели предлагают
 посетительницам, прислушиваясь к своей интуиции, найти свою комнату,
 кресло и зеркало, и дают объяснение для кого оно предназначено. Три "ком-
 наты" в этом саду не случайны, они имеют свое философское прочтение:
 разные возрасты женщины. Ведь возрасты персонажей и актрис фильма
 «Ослиная шкура» выстраивались в линию: девушка — Голубая принцесса;
 женщина в расцвете — Фея сирени; женщина в зрелом возрасте — Красная
 королева. Три "комнаты" в "Саду красавицы" связаны также и с названными
 цветами, которыми обозначены персонажи.
 |  |   | Цвет элементов  Авторы: Стефан ЛАПОРТ  (ландшафтный архитектор),       Хоаким ВАРСТЕР (владелец питомника), Германия
 Дизайнер предлагает тонкую игру между графичностью
 рисунка сада в форме квадрата и объемом кадок для
 деревьев. Также использует игру воды, в которой отра-
 жаются красного цвета кадки и Prunus «Nigra», лично
 приобретенные ландшафтным архитектором Стефаном
 Лапортом. Двойное углубление формы участка, где стро-
 гая композиция выигрывает благодаря преобладанию
 красного цвета растений и горшков не меньше, чем за
 счет движения воды.
 | 
 Светлана Волкова, фото автора   Еще статьи по данной теме: http://primrose.com.ua/articles/64   http://primrose.com.ua/news/71  |