АСС. Каталог 2010 Ландшафт. Дизайн. Рубрика Теория/Стиль: Цветные сады в Шомон-сюр-Луар-2009
|
|
ЦВЕТНЫЕ САДЫ В ШОМОН–СЮР–ЛУАР-2009 С апреля по октябрь 2009 года в Дворцовом ландшафтном парке в Шомон–сюр-Луар уже в 18-й раз проходил международный фестиваль садов. Тема фестиваля 2009 года «Цветные сады» (или буквальный перевод «Сады Красок»). Авторы, используя секретный код цветов, предложили чувствительные сады оттенков, играющие тысячами скрытых смыслов. Ведь с какой бы точки зрения не рассматривался цвет (философской, научной или символической), он всегда остается неотъемлемым элементом сада. И в саду, как и в живописи, человек пытается понять и освоить цвет, достичь гармонии, контрастов и равновесия. Бельгийский ландшафтный архитектор Жак Виртц разделил территорию выставки на 30 отдельных садов, оправленных «букетными» живыми изгородями. Президентское кресло в составе жюри в этом году доверено Мишелю Пастуро, историку-медиевисту и неоспоримому специалисту в области цвета, всемирно признанному автору многочисленных работ в этом направлении. 286 кандидатов подали досье на участие в конкурсе. Жюри отобрало для участия 20 садов и 5 приглашенных: Патрик Бланк (ботаник), Кристоф Робин (колорист), Эрик Боржа (ландшафтный дизайнер), Мишель Расин (ландшафтный дизайнер), Симон Крузе. Особенность и прелесть садов Шомон–сюр-Луар в том, что, во-первых, желающие могут посещать и наблюдать данное мероприятие с середины апреля до середины октября. Во-вторых, могут свободно пройтись по экспозициям, присесть и отдохнуть, находиться некоторое время внутри сада и проникнуться атмосферой, которую хотели создать авторы, понять концепцию и суть, уловить мысли создателей. На обустройство каждого сада авторам выделялся одинаковый бюджет, и все мастера садового искусства находились в равных условиях. Что из этого получилось — смотрите дальше. | Невесомость материи Автор: Одиль ДЕКО (ландшафтный дизайнер), Франция Сад-сооружение. Представляет собой имитацию пространства, которая затягивает посетителя в виртуальность. Если в хореографии тело танцует, чтобы описать пространство, то здесь уже само пространство работает на пользу тела. Сад-сооружение очень прост: он походит на диковинный кабинет, только на этот раз с внешней стороны. Будет идти дождь, стоять хорошая или пасмурная погода, дождь, тучи и солнце, отражаясь в зеркалах и в пруду, будут усиливать эти эффекты. Не являясь, по сути, зеркалами, границы тёмных металлизированных пластин придают периметру сада овальную форму. Отсутствие углов и горизонтальные зеркала, расположенные в неравномерной плоскости и закрепленные на задней опоре, отражают и увеличивают силу искаженных рефлексов, поглощая их в черном цвете. Как было запланировано, темная почва из резиновой стружки хорошо впитывает и покрывает мягко обработанную и углубленную поверхность до небольшого бассейна в самом центре сада. Под небольшим слоем воды дно выкрашено в черный цвет, за счет этого пруд кажется бездонным. Вода должна была выполнять функцию зеркала и отражать рефлексы, посылаемые периферийными зеркалами. Во время реализации небольшой бассейн был заменен растительностью, высаженной в форме овала. Граница зеркал при входе создает своего рода ширму, которая словно погружает посетителя в черный калейдоскоп. | | Желтая линия Авторы: Мэтини ЭЛЮДЮ, Жюльен ВИНЬЯН, Гейлор Ле ГОАЗЬЮ (ландшафтные дизайнеры), Франция Желтая разметочная линия уводит нас от городской суеты и вводит в мир природы, растений. Экспозиция восхищает грамотно подобранными рас- тениями, свежестью и гармоничным сочетанием. Этот сад — результат идеи того, что наиболее сильное воздействие на человеческий глаз может про- извести желтый цвет на черном фоне. Именно эти цвета присутствуют в городском пейзаже: система дорожных знаков и рекламные вывески. В саду черный цвет в чистом виде не фигурирует, но присутствует множество темных оттенков, которые зрительно окрашивают цветок, стебель и лепест- ки, в результате чего наблюдаем удивительные незнакомые нам растения. Движение желтой линии привлекает внимание еще за пределами сада: она пересекает сначала белый участок и прерывается, чтобы превратиться в пунктирную линию дороги, которая пересекает темный сад. После движе- ние линии приобретает спиралевидные формы, линия сбивается на «япон- ский манер», чтобы окружить сад яркими вертикалями, и тогда он уже ста- новится похожим на огород. | | Стирка в цветах Авторы: Аннаэль МАДЕК (дизайнер), Жан-Франсуа МАДЕК (архитектор), Клеман КОНСТАНТЕН (ботаник), Франция Развиваясь на ветру, множество красочных вещей парят над сияющим садом и кажется, что они создают эхо оживляющим его цветам. Этот сад – приглашение в стра- ну беззаботности и удовольствия от созерцания. В осно- ве его задумки лежит «движущая» идея цвета, которая воплощается благодаря растениям. Сад структурирован дорожкой из ракушечника, который своим рисунком объединяет 9 зон, засаженных красящими растениями, которые меняют свой тон от алого до синего по мере про- движения к центру. Посетив этот сад, ощущаешь упоение цветом, движением ветра, легкостью восприятия мира. На маленьком кусочке земли авторам удалось создать «сказочную страну», в которой хотелось остаться. | | Ультрафиолет Авторы: Мари-Тифани АМОН-ДЕЛЬГАДО, Флоранс МОТТ (архитекторы), Анн-Элиз АМОН (инженер по благоустройству территорий), Пьер-Александр МАРШЕВЕ, Эрик ЖАНТИ (ландшафтные дизайнеры), Франция «Ультрафиолет» — сад, который играет с границами восприятия цвета. Гамма фиолетовых оттенков не оставляет посетителей ни среди листвы, ни среди цветов — до конца видимого спектра. Далее, происходит про- цесс фотосинтеза под действием ультрафиолетовых лучей и его хромати- ческих вариаций, вследствие чего бесцветный павильон превращается в невидимую лабораторию. Восприятие цвета здесь модифицировано и нейтрализовано, чтобы показать губительное воздействие ультрафиоле- товых лучей. Немногочисленные растения под палящим солнцем пытают- ся здесь выжить. Экспозиция является одновременно символом пользы и опасности ультрафиолета по отношению к окружающей среде и человече- ству в целом, а солнцезащитный фильтр из стекла (в ограждении выпол- ненном из стекол солнцезащитных очков) создает переменчивый диалог между фотосинтезом и засухой, цветом и его отсутствием. | | Сумерки Авторы: Альваро ДЕ ЛА РОЗА МОРА (скульптор и садовод), Патрисия ДИАЗ АГРЕЛА (инженер-агроном), Испания В этом саду доминирует глубокий красный цвет, «тяжелый и эмоциональ- ный», как картина, в которой используются темные тона. Растущие рядом, его цветы и растения отдадут лучшее, что в них есть в темное время суток. Кон- траст между тонкостью японских злаковых Imperata cylindrica, посаженных в центральном островке сада, создают особенную атмосферу багрового и чер- ного, суровую и завораживающую, играя со светотенью в любое время дня. Сад обрамляют белые воздушные гауры, которые способствуют фокусирова- нию взгляда на тёмно-красном пятне сада. | | Из темной воды в белую высь Авторы: Анук ВОЖЕЛЬ, Катарина БРАНДТ (архитекторы-ландшафтные дизайнеры), Нидерланды «Из темной воды в белую высь» — этот сад выражает глу- бочайшее почтение и уважение в адрес творения Эшера под названием «Небо и вода», и воссоздает его смысл при помощи двухцветных поэтических лугов, которые взаимно изменяются благодаря хорошо выполненному плану насаждения: от черного к белому. Рассредоточен- ные по периметру сада кресла позволяют посетителям проникнуться плавными и прогрессирующими перехо- дами цвета. | | Видеть красный Авторы: Патрис ГОБЭР (архитектор), Мари-Кристин ЛОРЬЕ (художник), Паскаль МОНТЕЛЬ (декоратор), Беатрис ТОЛЛЮ (исполнитель), Франция Сад представляет собой монохромный микро-пейзаж с холмами. В них – разные видеоустройства, коллекции повествовательных и замысловатых предметов. А дорога из красного песка так и манит сделать привал и отдо- хнуть. Холмы покрыты цветущей растительностью и листвой, внизу почва устлана корой и разноцветными минералами. Что это? Желание раскрыть опасность окружающей среды? Фобии на предмет общественной безо- пасности, но в то же время экзальтация жизнью, природой и общением между людьми? В саду — более 20 разновидностей растений. Его цель — достичь перехода красного цвета — от светлого весеннего оттенка до более глубокого тона осени. Красный символизирует сигнал тревоги и угрозу окружающей среде. Но природа побеждает — жизнь бьет ключом среди цветущих растений. | | Гласные Авторы: Томас ван ЭКХУТ (ландшафтный архитектор), Жюли де ЛЕЭЖ (архитектор-сценограф), Женевьев ЭРКЕН (доктор философии), Ив КОЛАР (ландшафтный архитектор), Бельгия Автор взял за основу сюжета "Цветной сонет" — стихот- ворение знаменитого французского поэта XIX века Артюра Рембо под названием «Гласные». Это стихотво- рение уводит нас в мир грез, мечтаний. Поэтому посе- тив данную экспозицию, мы должны быть покорены загадочной атмосферой этого сада. | | Сад головоед (Сад пожиратель голов) Авторы: Стивен ФУРМАН, Самсон ЛАКОСТ, Люк ПИНСАР, Валь де Сэн (студенты), Филипп МАЙОЛЬ (преподаватель), Высшая Национальная школа Архитектуры г.Париж, Франция Сад «Головоед» предлагает индивидуальный красочный эксперимент. Цветные фильтры в форме шаров располагаются на уровне человеческого роста, приглашая таким образом посетителей просунуть в них голову. Тогда белый сад становится ярким и красочным, но для этого требуется непо- средственное участие самих гостей, которых каждый из шаров уносит в незабываемое космическое путешествие. | | Метеор Авторы: Николя ЛО КАЛЬЗО (ландшафтный дизайнер и фотограф), Франсуа БОССЭ (пейзажист), Франция Кратеры, гейзер и облака вдохнули жизнь в идею этого сада. Словно после падения метеора, пустота сама становится создателем жизни и цвета. Заполненное пространство рож- дается из пустоты, а цвет — из темноты. Этот сад представля- ет собой пространство, образованное из двух разных начал: влажной среды с кратерами и сухой среды. Связь между ними выражена буйством цветов и невероятным экотоном с цветовыми переходами от более теплых к более холодным. Такие непризнанные — красящие — растения, как индигофе- ра или вайда сочетаются с наскальными материалами, заимствованными у природы. | | Сад красавицы Авторы: Кристоф РОБИН (колорист), Кларис БЕРРО (флорист), Франция Французский проект, объединивший парикмахера-колориста Кристофа Робина, и дизайнера. «Сад красавицы» построен на реминисценциях и отсылках по фильму «Ослиная шкура». Сад условно разделен на три комна- ты: для блондинки, брюнетки и рыжей. У каждой есть свой стул–кресло, зер- кало и соответствующая цвету волос растительность. Создатели предлагают посетительницам, прислушиваясь к своей интуиции, найти свою комнату, кресло и зеркало, и дают объяснение для кого оно предназначено. Три "ком- наты" в этом саду не случайны, они имеют свое философское прочтение: разные возрасты женщины. Ведь возрасты персонажей и актрис фильма «Ослиная шкура» выстраивались в линию: девушка — Голубая принцесса; женщина в расцвете — Фея сирени; женщина в зрелом возрасте — Красная королева. Три "комнаты" в "Саду красавицы" связаны также и с названными цветами, которыми обозначены персонажи. | | Цвет элементов Авторы: Стефан ЛАПОРТ (ландшафтный архитектор), Хоаким ВАРСТЕР (владелец питомника), Германия Дизайнер предлагает тонкую игру между графичностью рисунка сада в форме квадрата и объемом кадок для деревьев. Также использует игру воды, в которой отра- жаются красного цвета кадки и Prunus «Nigra», лично приобретенные ландшафтным архитектором Стефаном Лапортом. Двойное углубление формы участка, где стро- гая композиция выигрывает благодаря преобладанию красного цвета растений и горшков не меньше, чем за счет движения воды. |
Светлана Волкова, фото автора Еще статьи по данной теме: http://primrose.com.ua/articles/64 http://primrose.com.ua/news/71
|