Статьи в журнале Благоустройство & Ландшафт №11-12’2009
|
|
В предновогоднем выпуске журнала Благоустройство & Ландшафт №11-12’2009 вышли 2 статьи Светланы Волковой: Фестиваль садов в Шомон-сюр-Луар и Королевские сады Кью в рубрике Мир глазами Светланы Волковой. Предлагаем их Вашему вниманию. Фестиваль садов в Шомон-сюр-Луар Ежегодно в Дворцовом парке Шомон-сюр-Луар проходит международный фестиваль садов. С 1992 года было разбито более четырех сотен садов – прототипов садов будущего. Преимущество фестиваля в том, что желающие могут посещать и наблюдать данное мероприятие в период с середины апреля до середины октября. Каждый год на призамковой территории лан дшафтные мастера, художники, архитекторы, сценографы и садоводы создают около 30 садов на заданную тему, которые оценивает специально отобранное жюри. Тема фестиваля садов Шомон-сюр-Луар в 2009 году – Сады красок (Цветные сады). Это волшебное место – бодрящее дополнение к серости жизни городов, используя секретный код цветов, предложит чувствительные сады оттенков, играющие тысячами скрытых смыслов, какими бы монохромными, оттеночными или яркими они не были. А также мы увидим, каким образом, благодаря красочным растениям, растительный мир, взявший свои истоки у цвета и пигмента, используют люди в целом и художники в частности. Президентское кресло в составе жюри в этом году было доверено Мишелю Пастуро, историку медиевисту и неоспоримому специалисту в области цвета, всемирно признанному автору многочисленных работ в этом направлении. 286 кандидатов подали досье на участие в конкурсе. Насчитано 144 профессиональных досье, распределившихся следующим образом: 87 французов, 57 иностранцев (всего представители 15 стран, из которых на первом месте итальянцы и американцы). Жюри отобрало для участия 20 садов, и 5 приглашенных: Патрик Бланк (ботаник), Кристоф Робин (колорист), Эрик Боржа (ландшафтный дизайнер), Симон Крузе (ландшафтный дизайнер), Мишель Расин (ландшафтный дизайнер) , представивших свои экспозиции. Шомон – сюр – Луар – это первый Центр Искусств и Природы, приглашающий к сотрудничеству художников, являющих свои картины, фотографии, скульптуры, размещающих инсталляции в парке. Здесь демонстрируются инновационные технологии, свежие идеи, открываются новые имена. Каждую среду в парке проводится фестиваль кино под открытым небом. По пятницам замок подсвечивается, а в этом году впервые подсветили 12 конкурсных экспозиций, используя светодиодные технологии, разработанные специалистами компании Philips, при участии дизайнера Сильвана Биго. Незабываемое впечатление на посетителей фестиваля произведет долина туманов. В прошлом – это хранилище для льда (глубокий овраг), над которым перекинут деревянный мостик, под ним 20-метровый водный каскад. Богатая растительность и система туманообразования создает эффект тропического пейзажа. Есть на территории экспериментальный сад, ресторан, где можно "познакомиться" с молекулярной кухней, уютное кафе, магазинчики. Ландшафтный парк площадью 21 гектар был создан в XIX веке Анри-Амеде де Брогли совместно с ландшафтным дизайнером Анри Дюшеном, в английском пейзажном стиле. Он раскинулся на холме, возвышающемся над долиной Луары, и поражает красавцами кедрами, секвойями, которые высадил граф Арамонский в XIX веке. На территории парка находится конный дворец, считавшийся в конце XIX века самым современным и роскошным в Европе. Сейчас там регулярно проводятся творческие выставки. Фестиваль садов – 2009 Тему "Цветные сады" фестиваля 2009 года наиболее полно и ёмко раскрыли более десяти садов-экспозиций, о которых я хочу рассказать подробнее.
1. Стирка в цветах
Дизайнер: Аннаэль МАДЕК. Архитектор: Жан-Франсуа МАДЕК. Ботаник: Клеман КОНСТАНТЕН, Страна: ФРАНЦИЯ Развиваясь на ветру, множество красочных вещей парят над сияющим садом и создают эхо, оживляющим его цветам. Этот сад настоящее приглашение в страну беззаботности и удовольствия от созерцания, в основе его задумки лежит движущая идея цвета, которая воплощается благодаря растениям. Площадь сада структурирована ракушечниковым проходом, объединяющим своим рисунком 9 зон, засаженных красящими растениями, которые меняют свой тон от алого до синего по мере продвижения к центру. Посетив этот сад, ощущаешь настоящее упоение цветом, движением ветра, легкостью восприятия мира. На примере этой экспозиции можно с уверенностью утверждать, что не одна фотография не в состоянии передать ту атмосферу, ощущения, полученные от посещения такого сада. На маленьком кусочке земли авторам удалось создать "сказочную страну", где хочется остаться. Вот он – настоящий профессионализм!
2. Сад красавицы Колорист: Кристоф Робин. Флорист: Кларис Берро, Страна: ФРАНЦИЯ Французский проект, объединивший парикмахера-колориста Кристофа Робина, приглашенного на фестиваль, и дизайнера. Вдохновленные французским фильмом-сказкой "Ослиная шкура" Жака Деми, автора знаменитых "Шербургских зонтиков", в котором сыграли Катрин Денёв, Дельфин Сейриг и Мишлин Пресль, они создали эту интригующую экспозицию. "Сад красавицы" построен на реминисценциях и отсылках, которые знает каждый француз. Фильм "Ослиная шкура" был очень популярен и стал культовой сказкой, песни и реплики из которой знают все. Сад условно разделен на три комнаты: для блондинки, брюнетки и рыжей. У каждой имеется свой стул-кресло, зеркало и соответствующая цвету волос растительность. Создатели предлагают посетительницам, прислушиваясь к интуиции, найти свою комнату, кресло и зеркало, и дают объяснение для кого оно предназначено. Автору этого репортажа удалось с первой попытки определить свою комнату, оживиться от предложенной "игры", и порадоваться за удачно сложившийся тандем творческих душ. Свой проект авторы определяют как китчевый, в котором присутствует смешение стилей. Три "комнаты" в этом саду не случайны, они имеют свое философское прочтение: разные возраста женщины. Ведь возраста персонажей и актрис фильма "Ослиная шкура" выстраивались в линию: девушка – Голубая принцесса; женщина в расцвете – Фея сирени; женщина в зрелом возрасте – Красная королева. Три "комнаты" в "Саду красавицы" связаны также и с названными цветами, которыми обозначены персонажи. 3. Желтая линия Ландшафтные дизайнеры: Мэтини ЭЛЮДЮ, Жюльен ВИНЬЯН, Гейлор Ле Гоазью, Страна: ФРАНЦИЯ Желтая разметочная линия уводит нас от городской суеты и вводит в мир природы, растений, сада. Экспозиция восхищает грамотно подобранными растениями, свежестью, гармоничным сочетанием. Этот сад – результат идеи того, что наиболее сильное воздействие на человеческий глаз может произвести желтый цвет на черном фоне. Именно эти цвета и присутствуют в городском пейзаже: система дорожных знаков и рекламные вывески. В саду черный цвет в чистом виде не фигурирует, но присутствует множество темных оттенков, которые зрительно окрашивают цветок, стебель и лепестки, в результате чего наблюдаем удивительные незнакомые нам растения. Движение желтой линии привлекает внимание ещё за пределами сада, она пересекает сначала белый участок и прерывается, чтобы превратиться в пунктирную линию дороги, которая пересекает темный сад. После движение линии приобретает спиралевидные формы, линия сбивается на японский манер, чтобы окружить сад яркими вертикалями, и тогда он уже становится похожим на огород. 4. Видеть красный Архитектор: Патрис ГОБЭР. Художник: Мари-Кристин ЛОРЬЕ. Декоратор: Паскаль МОНТЕЛЬ. Исполнитель: Беатрис ТОЛЛЮ, Страна: ФРАНЦИЯ Этот сад представляет собой монохромный микро-пейзаж, засаженный холмами. В этих холмах находятся разные видеоустройства, коллекции повествовательных и замысловатых предметов, а дорога из красного песка так и манит сделать привал и отдохнуть на блестящей гальке. Сами холмы покрыты цветущей растительностью и листвой, а внизу почва устлана корой и разноцветными минералами. Что же это? Желание раскрыть опасность окружающей среды? Фобии на предмет общественной безопасности? но в то же время экзальтация жизнью, природой и общением между людьми. Растительная гамма этой композиции задумана совместно со Школами Окружающей Среды и Благоустройства Жизни, культивирована в Жуи ен Жоза и локально размещена студентами. Сад насчитывает более 20 разновидностей растений, его цель достичь перехода красного цвета от светлого весеннего оттенка до более глубокого тона осени. В этом саду красный цвет символизирует сигнал тревоги и угрозу окружающей среде. Но помимо природных катаклизмов он рассказывает о диктате безопасности, масс-медиа и коммуникации. Живая изгородь из граба обозначивает периметр сада и создает плетеный узор из красной линии, словно натянутая лента безопасности над местом преступления. Но ничто не потеряно – природа побеждает – жизнь бьет ключом среди цветущих растений. 5. Ультафиолет Архитекторы: Мари-Тифани АМОН-ДЕЛЬГАДО, Флоранс МОТТ. Инженер по благоустройству территорий: Анн-Элиз АМОН. Ландшафтные дизайнеры: Пьер-Александр МАРШЕВЕ, Эрик ЖАНТИ, Страна: ФРАНЦИЯ. "Ультрафиолет" – это сад, играющий с границами восприятия цвета. Гамма фиолетовых оттенков не оставляет посетителей ни среди листвы ни цветов до конца видимого спектра. Далее происходит процесс фотосинтеза под действием ультрафиолетовых лучей и его хроматических вариаций, вследствие чего бесцветный павильон превращается в невидимую лабораторию. Восприятие цвета здесь модифицировано и нейтрализовано, чтобы показать губительное воздействие ультрафиолетовых лучей. Немногочисленные растения под палящим солнцем пытаются здесь выжить, несмотря на сухость и обесцвеченность. Эта экспозиция является одновременно символом пользы и опасности ультрафиолета по отношению к окружающей среде и человечеству в целом, а солнцезащитный фильтр из стекла создаёт переменчивый диалог между фотосинтезом и засухой, цветом и его отсутствием.
6. Цвет элементов Архитектор-ландшафтный дизайнер: Стефан ЛАПОРТ. Владелец питомника: Хоаким ВАРСТЕР, Страна: ГЕРМАНИЯ Дизайнер предлагает тонкую игру между графичностью рисунка сада в форме квадрата и объемом кадок для деревьев. Также использует игру воды, где отражаются красного цвета кадки и Prunus "Nigra", лично приобретенные ландшафтным архитектором Стефаном Лапортом, в древесном питомнике Лорберг. Двойное углубление формы участка, где строгая композиция выигрывает благодаря преобладанию красного цвета растений и горшков не меньше, чем за счёт движения воды.
7. Из тёмной воды в белую высь Идея этого сада была вдохновлена Садом ЭШЕРА. Архитекторыландшафтные дизайнеры: Анук ВОЖЕЛЬ и Катарина БРАНДТ, Страна: НИДЕРЛАНДЫ "Из тёмной воды в белую высь" – этот сад выражает глубочайшее почтение и уважение в адрес творения Эшера под названием "Небо и вода" и воссоздаёт его смысл при помощи двухцветных поэтических лугов, взаимно изменяющихся благодаря хорошо изученному плану насаждения – от чёрного к белому. Рассредоточенные по периметру сада кресла позволяют посетителям проникнуться плавными и прогрессирующими переходами цвета. 8. Сумерки Скульптор и садовод: Альваро ДЕ ЛА РОЗА МОРА. Инженер-агроном: Патрисия ДИАЗ АГРЕЛА , Страна: ИСПАНИЯ В этом саду доминирует глубокий красный цвет, "тяжелый и эмоциональный", как картина, в которой используются тёмные тона. Растущие рядом друг с другом, его цветы и растения отдадут лучшее, что в них есть в тёмное время суток. Контраст между тонкостью японских злаковых Imperata cylindrica, посаженными в центральном островке сада, и эониумом создают особенную атмосферу багрового и чёрного, суровую и завораживающую, играя со светотенью в любое время дня. Сад обрамляют белые воздушные гауры, способствующие фокусировке взгляда на тёмно-красном пятне сада. 9. Сад головоед (Сад пожиратель голов) Студенты Высшей Национальной школы Архитектуры, г. Париж Валь де Сэн: Стивен ФУРМАН, Самсон ЛАКОСТ, Люк ПИНСАР. Преподаватель: Филипп МАЙОЛЬ, Страна: ФРАНЦИЯ. Сад "Головоед" предлагает индивидуальный красочный эксперимент. Цветные фильтры в форме шаров располагаются на уровне человеческого роста, приглашая, таким образом, посетителей просунуть в них голову. Тогда белый сад становит ся ярким и красочным, но для этого требуется непосредственное участие самих гостей, которых каждый из шаров уносит в незабываемое космическое путешествие. 10. Гласные Ландшафтный архитектор: Томас ван Экхут. Архитектор-сценограф Жюли де Леэж. Доктор философии Женевьев Эркен. Ландшафтный архитектор: Ив Колар, Страна: БЕЛЬГИЯ. Автор взял за основу сюжета Цветной сонет – стихотворение знаменитого французского поэта XIX века Артюра Рембо под названием "Гласные". Это стихотворение уводит нас в мир грез, мечтаний. Поэтому посетив данную экспозицию, мы должны быть, покорены загадочной атмосферой этого сада. 11. Невесомость материи Ландшафтный дизайнер: Одиль ДЕКО, Страна: ФРАНЦИЯ. Этот сад-сооружение представляет собой имитацию пространства, затягивающую посетителя в физическую виртуальность; если в хореографии тело танцует, чтобы описать пространство, то здесь, в саду, уже само пространство работает на пользу тела. Сад-сооружение очень прост: он походит на диковинный кабинет, только на этот раз с внешней стороны. Будет идти дождь, стоять хорошая или пасмурная погода, дождь, тучи и солнце, отражаясь в зеркалах и в пруду, будут усиливать эти эффекты и придавать им динамичности. Не являясь, по сути, зеркалами, границы тёмных металлизированных пластин придают периметру сада овальную форму. Отсутствие углов и горизонтальных зеркал, расположенных в неравномерной плоскости и закреплённых на заднюю опору, они отражают и увеличивают силу искаженных рефлексий, поглощая их в чёрном цвете. Граница зеркал при входе создаёт своего рода ширму, которая словно погружает посетителя в чёрный калейдоскоп. Преимущество и отличие фестиваля садов Шомон – сюр – Луар от других выставок в том, что у посетителей есть возможность свободного доступа, без ограничений по времени, для наблюдения за динамикой развития сада в течение полугода. Безусловно, желательно посетить фестиваль в тот период, когда все экспозиции достигают максимального пика декоративности, и понятия их философского содержания. К примеру, посетители, увидевшие сад "Стирка в цветах" в мае, не получили тех ощущений, чем побывавшие там в августе, когда сад наиболее ярко раскрыл свой концептуальный замысел. Мои пожелания собравшимся посетить фестиваль Шомон в будущем году: выберете самое оптимальное время для созерцания садов, а оно, конечно же, наступает с середины лета. Работа Патрика Бланка Увидев воочию неповторимые и многоликие сады Шомон-сюр-Луар, я согласна с изречением: "Насыщено красные, глубокие синие, белые или черные сады Шомон будут удивлять своими смелыми и необычными вариациями". Подробную информацию смотрите на сайте www.primrose.com.ua Светлана Волкова, фото автора
Скачать оригинал статьи "Королевские сады Кью" в формате *.pdf "Сделаем мир лучше" – один из слоганов Королевского ботанического сада Кью, с которым я солидарна. Использовать растения на благо человека – провозглашает программное заявление садов Кью. Вверх по течению Темзы, в западном Лондоне находятся знаменитые на весь мир Королевские ботанические сады Кью. Чем же примечательны эти сады? Безусловно, своей неоднозначной, интересной историей, красотой пейзажей. А самое главное – неоценимым вкладом: распространением растений по всему миру, сохранением семян в банке растений, формированием правильного и бережного отношения людей к природе, своим бесценным опытом и знаниями, что делает их ботанической Меккой. Здесь находится один из самых эффективных в мире исследовательских институтов в области ботаники, работающий над "Программой дышащей планеты", которая является планом на будущее. Главная задача этой программы – выявление мест обитания растений и животных, находящихся под угрозой уничтожения, и, по возможности, сохранение или замедление процесса исчезновения. Параллельно ведутся работы по выведению видов растений, способных адаптироваться в новых климатических условиях. В 2003 году ботанические сады Кью включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ботанические сады Кью входят в число самых известных достопримечательностей Великобритании. В этом году Королевские ботанические сады Кью отметили 250-летие. Специально к этой дате Королевский монетный двор выпустил памятную монету номиналом 50 пенсов с изображением портрета королевы Елизаветы II и Китайской пагоды – одного из символов Кью. На праздник была приглашена королева Великобритании. Она встретилась с руководителями сада и разрезала праздничный торт, исполненный в форме главного сооружения Кью-сада – оранжереи Палм-Хаус. Цветоводы преподнесли королеве специальный сюрприз – новый сорт белой розы без шипов с символическим названием "Кью-гарденс". Поскольку королева является большим ценителем растительного мира, свое 80-летие в 2006 году она отметила во дворце Кью-пэлас, на территории ботсада. 24 мая 2008 года в ботсаду Кью был открыт "Воздушный мост" высотой 18 и длиной 200 метров. Творение архитектурной компании Marks Barfield представляет собой остеклённый мост: его опоры имитируют стволы деревьев, а смотровые площадки позволяют рассмотреть всю красоту сада с высоты птичьего полета Восхитителен Альпийский домик, созданный по проекту Криса Уилкинсона. Его встроенные системы выполняют контроль освещения, температуры и влажности. Коллекция растений Альпийского дома уникальна, к примеру, редкий обитатель чилийский Blue Crocus, считавшийся с 1950 года вымершим, в 2001 году снова появился рядом с Сантьяго. Китайская пагода высотой 50 метров, возведение которой завершилось в 1762 году, – еще одна из достопримечательностей садов Кью, его визитная карточка. На территории садов расположено множество интересных мест: знаменитый пальмовый дом, дом кувшинок, сад в японском стиле с пагодой, бамбуковый и жасминовый сады. Вряд ли можно остаться равнодушным, посетив сад азалий. А еще в Кью находится самая большая в мире куча компоста. Компост используют в садах, а также продают на аукционе, вырученные средства идут на пользу садам Кью. Масса интересных мероприятий проходит на территории садов Кью: выставка тропических растений, осенний фестиваль под названием "Почувствуйте себя высокими как деревья", много детских мероприятий, направленных на воспитание правильного отношения к живой природе. В рамках фестиваля проходит конкурс "Живопись по лицу", а также экскурсионные прогулки, позволяющие любоваться осенней окраской листвы, в том числе редких деревьев. В планах Кью к 2020 году собрать 20% всех видов растений планеты. Ботанические сады Кью – это "живой организм", вот уже два с половиной столетия дарящий многим поколениям радость видеть красоту природы, получать новые познания, касающиеся всего живого на Земле. Королевские ботанические сады Кью ставят глобальные цели и задачи, выполняют миссию по сохранению и демонстрации великолепия растительного мира, за что будущие поколения должны воздать огромное уважение и благодарность. Светлана Волкова, директор садового центра “Первоцвет”, член Гильдии ландшафтных предпринимателей, член английского Королевского Садоводческого Общества. Фото автора.
|