Фестиваль садов в Шомон-сюр-Луар
|
|
С 1992 года, в Дворцовом парке в Шомон – сюр – Луар проходит международный фестиваль садов, сравнить который можно с Шоу цветов в Челси. За этот период было разбито более 400 садов – прототипов садов будущего. Преимущество фестиваля в том, что желающие могут посещать и наблюдать данное мероприятие в период с середины апреля до середины октября. В этом году фестиваль садов проходит с 19 апреля по 18 октября. Каждый год на призамковой территории ландшафтные мастера, художники, архитекторы, сценографы и садоводы разбивают около 30 садов на заданную тему, которые оценивает специально отобранное жюри.
|
Тема фестиваля в 2009 году – Цветные сады. Международный фестиваль садового искусства показывает, что растительная палитра, используемая художниками и дизайнерами, дарит бесконечное разнообразие хроматических объединений, свойства и энергия которых, безусловно, влияет на чувства и разум. В саду, как и в живописи, человек пытается понять и освоить цвет, достичь гармонии, контрастов и равновесия. С какой бы точки зрения он не рассматривался (философской, научной или символической), цвет всегда остается неотъемлемым элементом сада. Это волшебное место - бодрящее дополнение к серости жизни городов, используя секретный код цветов, предложит чувствительные сады оттенков, играющие тысячами скрытых смыслов, какими бы монохромными, оттеночными или яркими они не были. А также мы увидим, каким образом благодаря красочным растениям, растительный мир, который берет свои истоки у цвета и пигмента, используют люди в целом и художники в частности. Бельгийский ландшафтный архитектор Жак Виртц разделил территорию выставки на 30 отдельных садов, оправленных букетными живыми изгородями. Президентское кресло в составе жюри в этом году было доверено Мишелю Пастуро, историку медиевисту и неоспоримому специалисту в области цвета, всемирно признанному автору многочисленных работ в этом направлении. 286 кандидатов подали досье на участие в конкурсе. Насчитано 144 профессиональных досье, распределившихся следующим образом: 87 французов, 57 иностранцев (всего представители 15 стран, из которых на первом месте итальянцы и американцы). Анализ отмеченных жюри садов выявил 9 профессионалов среди французов и 6 профессионалов из других стран (2 голландских проекта, 2 испанских, 1 бельгийский и 1 немецкий). Также были отмечены 4 школы: - Высшая Школа Архитектуры г. Нант,
- Высшая Национальная Школа Архитектуры в Вал де Сэн под Парижем,
- Региональная школа Изящных искусств г. Ренн,
- Университет Искусств Префектуры г. Окинава (Япония).
Жюри отобрало для участия 20 садов, и 5 приглашенных: Патрик Бланк (ботаник) , Кристоф Робин (колорист) , Эрик Боржа (ландшафтный дизайнер) , Мишель Расин (ландшафтный дизайнер) , Симон Крузе (ландшафтный дизайнер), которые представили свои экспозиции. Шомон – сюр – Луар - это первый Центр Искусств и Природы, приглашающий к сотрудничеству художников, которые представляют свои картины, фотографии, скульптуры, размещают инсталляции в парке. Особенность и прелесть садов Шомон – сюр – Луар в том, что гости могут свободно, в отличие от Шоу Челси, пройтись по экспозиционным садам, присесть и отдохнуть, находиться некоторое время внутри сада и проникнуться атмосферой, которую хотели создать авторы сада, понять концепцию и суть, уловить мысли создателей. Ведь каждый сад – это свежий взгляд на какую либо актуальную общественную проблему или явление, и каждый сад имеет свой скрытый подтекст, разгадать который нам предстоит. На обустройство каждого сада авторам выделяется одинаковый бюджет, и все мастера садового искусства находятся в равных условиях и имеют одинаковые возможности. Здесь демонстрируются инновационные технологии, свежие идеи, открываются новые имена. Каждую среду в парке проводится фестиваль кино под открытым небом. По пятницам замок подсвечивается, а в этом году впервые подсветили 12 конкурсных экспозиций, используя светодиодные технологии, которые были разработаны специалистами компании Philips, при участии дизайнера Сильвана Биго. Также незабываемое впечатление на посетителей фестиваля произведет долина туманов. В прошлом – это хранилище для льда (глубокий овраг), над которым перекинут деревянный мостик, под ним 20-метровый водный каскад. Богатая растительность и система туманообразования создает эффект тропического пейзажа. Есть на территории экспериментальный сад, ресторан, где можно «познакомиться» с молекулярной кухней, уютное кафе, магазинчики. Ландшафтный парк площадью 21 гектаров, был создан в XIX веке Анри-Амеде де Брогли совместно с ландшафтным дизайнером Анри Дюшеном, в английском пейзажном стиле. Он раскинулся на холме, возвышающемся над долиной Луары, и поражает красавцами кедрами, секвойями, которые высадил граф Арамонский в XIX веке. Истинные любители домашних питомцев, могут посетить кладбище, где находятся 18 сохранившихся до наших дней могил собак и обезьянок принцессы де Брогли. Принцесса очень любила своих животных, поэтому она написала и посвятила стихотворение каждому, покоящемуся в земле животному. На территории парка находится конный дворец, который в конце XIX века считался самым современным и роскошным в Европе. Сейчас там регулярно проводятся творческие выставки. Фестиваль садов – 2009 Начну свой фоторепортаж с наиболее впечатливших нас экспозиций. На входе вас встретит умиротворенный Сад карпов. 1. Стирка в цветах Дизайнер: Аннаэль МАДЕК. Архитектор: Жан-Франсуа МАДЕК. Ботаник: Клеман КОНСТАНТЕН Страна: ФРАНЦИЯ Развиваясь на ветру, множество красочных вещей парят над сияющим садом и создают эхо, оживляющим его цветам. Этот сад настоящее приглашение в страну беззаботности и удовольствия от созерцания, в основе его задумки лежит движущая идея цвета, которая воплощается благодаря растениям. Площадь сада структурирована ракушечниковым проходом, который своим рисунком объединяет 9 зон, засаженных красящими растениями, которые меняют свой тон от алого до синего по мере продвижения к центру. Посетив этот сад, ощущаешь настоящее упоение цветом, движением ветра, легкостью восприятия мира. На примере этой экспозиции, можно с уверенностью утверждать, что не одна фотография не в состоянии передать ту атмосферу, ощущения, которые получаешь, посетив такой сад. На маленьком кусочке земли авторам удалось создать «сказочную страну», в которой хотелось остаться. Вот он настоящий профессионализм! 2. Желтая линия Ландшафтные дизайнеры: Мэтини ЭЛЮДЮ, Жюльен ВИНЬЯН, Гейлор ЛЕ ГОАЗЬЮ Страна: ФРАНЦИЯ Желтая разметочная линия уводит нас от городской суеты и вводит в мир природы, растений, сада. Экспозиция восхищает грамотно подобранными растениями, свежестью, гармоничным сочетанием. Этот сад - результат идеи того, что наиболее сильное воздействие на человеческий глаз может произвести желтый цвет на черном фоне. Именно эти цвета и присутствуют в городском пейзаже: система дорожных знаков и рекламные вывески. В саду черный цвет в чистом виде не фигурирует, но присутствует множество темных оттенков, которые зрительно окрашивают цветок, стебель и лепестки, в результате чего наблюдаем удивительные незнакомые нам растения. Движение желтой линии привлекает внимание ещё за пределами сада, она пересекает сначала белый участок и прерывается, чтобы превратиться в пунктирную линию дороги, которая пересекает темный сад. После, движение линии приобретает спиралевидные формы, линия сбивается на японский манер, чтобы окружить сад яркими вертикалями, и тогда он уже становится похожим на огород. 3. Сад красавицы
Колорист: Кристоф Робин. Флорист: Кларис Берро. Страна: ФРАНЦИЯ
Французский проект, объединивший парикмахера-колориста Кристофа Робина, приглашенного на фестиваль, и дизайнера. Вдохновленные французским фильмом-сказкой «Ослиная шкура» Жака Деми, автора знаменитых "Шербургских зонтиков", в котором сыграли Катрин Денёв, Дельфин Сейриг и Мишлин Пресль, они создали эту интригующую экспозицию. «Сад красавицы» построен на реминсценциях и отсылках, которые знает каждый француз. Фильм «Ослиная шкура» был очень популярен и стал культовой сказкой, песни и реплики из которой знают все.
Сад условно разделен на три комнаты: для блондинки, брюнетки и рыжей. У каждой имеется свой стул-кресло, зеркало и соответствующая цвету волос растительность. Создатели предлагают посетительницам, прислушиваясь к интуиции, найти свою комнату, кресло и зеркало, и дают объяснение для кого оно предназначено. Автору этого репортажа удалось с первой попытки определить свою комнату, оживиться от предложенной «игры», и порадоваться за удачно сложившийся тандем творческих душ. Свой проект авторы определяют как китчевый, в котором присутствует смешение стилей. Три "комнаты" в этом саду не случайны, они имеют свое философское прочтение: разные возраста женщины. Ведь возраста персонажей и актрис фильма «Ослиная шкура» выстраивались в линию: девушка - Голубая принцесса; женщина в расцвете - Фея сирени; женщина в зрелом возрасте - Красная королева. Три "комнаты" в "Саду красавицы" связаны также и с названными цветами, которыми обозначены персонажи. 4. Ультрафиолет Архитекторы: Мари-Тифани АМОН-ДЕЛЬГАДО, Флоранс МОТТ. Инженер по благоустройству территорий: Анн-Элиз АМОН. Ландшафтные дизайнеры: Пьер-Александр МАРШЕВЕ, Эрик ЖАНТИ Страна: ФРАНЦИЯ «Ультрафиолет» - это сад, который играет с границами восприятия цвета. Гамма фиолетовых оттенков не оставляет посетителей ни среди листвы ни цветов до конца видимого спектра. Далее происходит процесс фотосинтеза под действием ультрафиолетовых лучей и его хроматических вариаций, вследствие чего бесцветный павильон превращается в невидимую лабораторию. Восприятие цвета здесь модифицировано и нейтрализовано, чтобы показать губительное воздействие ультрафиолетовых лучей. Немногочисленные растения под палящим солнцем пытаются здесь выжить, несмотря на сухость и обесцвеченность. Эта экспозиция является одновременно символом пользы и опасности ультрафиолета по отношению к окружающей среде и человечеству в целом, а солнцезащитный фильтр из стекла создаёт переменчивый диалог между фотосинтезом и засухой, цветом и его отсутствием. 5. Сумерки Скульптор и садовод: Альваро ДЕ ЛА РОЗА МОРА. Инженер-агроном: Патрисия ДИАЗ АГРЕЛА Страна: ИСПАНИЯ В этом саду доминирует глубокий красный цвет, «тяжелый и эмоциональный», как картина, в которой используются тёмные тона. Растущие рядом друг с другом, его цветы и растения отдадут лучшее, что в них есть в тёмное время суток. Контраст между тонкостью японских злаковых Imperata cylindrica, посаженными в центральном островке сада, и эониумом создают особенную атмосферу багрового и чёрного, суровую и завораживающую, играя со светотенью в любое время дня. Сад обрамляют белые воздушные гауры, которые способствуют фокусированию взгляда на тёмно-красном пятне сада. 6. Из тёмной воды в белую высь Идея этого сада была вдохновлена Садом ЭШЕРА. Архитекторы-ландшафтные дизайнеры: Анук ВОЖЕЛЬ и Катарина БРАНДТ Страна: НИДЕРЛАНДЫ «Из тёмной воды в белую высь» - этот сад выражает глубочайшее почтение и уважение в адрес творения Эшера под названием «Небо и вода» и воссоздаёт его смысл при помощи двухцветных поэтических лугов, которые взаимно изменяются благодаря хорошо изученному плану насаждения – от чёрного к белому. Рассредоточенные по периметру сада кресла позволяют посетителям проникнуться плавными и прогрессирующими переходами цвета. 7. Видеть красный Архитектор: Патрис ГОБЭР. Художник: Мари-Кристин ЛОРЬЕ. Декоратор: Паскаль МОНТЕЛЬ. Исполнитель: Беатрис ТОЛЛЮ Страна: ФРАНЦИЯ Этот сад представляет собой монохромный микро-пейзаж, засаженный холмами. В этих холмах находятся разные видеоустройства, коллекции повествовательных и замысловатых предметов, а дорога из красного песка так и манит сделать привал и отдохнуть на блестящей гальке. Сами холмы покрыты цветущей растительностью и листвой, а внизу почва устлана корой и разноцветными минералами. Что же это? Желание раскрыть опасность окружающей среды? Фобии на предмет общественной безопасности? но в то же время экзальтация жизнью, природой и общением между людьми. Растительная гамма этой композиции задумана совместно со Школами Окружающей Среды и Благоустройства Жизни, культивирована в Жуи ен Жоза и локально размещена студентами. Сад насчитывает более 20 разновидностей растений, его цель достичь перехода красного цвета от светлого весеннего оттенка до более глубокого тона осени. В этом саду красный цвет символизирует сигнал тревоги и угрозу окружающей среде. Но помимо природных катаклизмов он рассказывает о диктате безопасности, масс-медиа и коммуникации. Живая изгородь из граба обозначивает периметр сада и создает плетеный узор из красной линии, словно натянутая лента безопасности над местом преступления. Но ничто не потеряно - природа побеждает - жизнь бьет ключом среди цветущих растений. 8. Метеор Ландшафтный дизайнер и фотограф: Николя ЛО КАЛЬЗО. Пейзажист: Франсуа БОССЭ Страна: ФРАНЦИЯ Кратеры, гейзер и облака вдохнули жизнь в идею этого сада. Словно после падения метеора, пустота сама становится создателем жизни и цвета. Заполненное пространство рождается из пустоты, а цвет - из темноты. Этот сад представляет собой пространство, образованное из двух разных начал: влажной среды с кратерами и сухой среды. Связь между ними выражена буйством цветов и невероятным экотоном с цветовыми переходами от более теплых к более холодным. Такие непризнанные (красящие) растения как индигофера или вайда (пастель) сочетаются с наскальными материалами, заимствованными у самой природы. 9. Цвет элементов
Ландшафтный архитектор: Стефан ЛАПОРТ. Владелец питомника: Хоаким ВАРСТЕР Страна: ГЕРМАНИЯ Дизайнер предлагает тонкую игру между графичностью рисунка сада в форме квадрата и объемом кадок для деревьев. Также использует игру воды, в которой отражаются красного цвета кадки и Prunus «Nigra», лично приобретенные ландшафтным архитектором Стефаном Лапортом, в древесном питомнике Лорберг. Двойное углубление формы участка, где строгая композиция выигрывает благодаря преобладанию красного цвета растений и горшков не меньше, чем за счёт движения воды. 10. Невесомость материи Ландшафтный дизайнер: Одиль ДЕКО Страна: ФРАНЦИЯ | |
Этот сад-сооружение представляет собой имитацию пространства, которая затягивает посетителя в физическую виртуальность; если в хореографии тело танцует, чтобы описать пространство, то здесь, в саду, уже само пространство работает на пользу тела. Сад-сооружение очень прост: он походит на диковинный кабинет, только на этот раз с внешней стороны. Будет идти дождь, стоять хорошая или пасмурная погода, дождь, тучи и солнце, отражаясь в зеркалах и в пруду, будут усиливать эти эффекты и придавать им динамичности. Не являясь, по сути, зеркалами, границы тёмных металлизированных пластин придают периметру сада овальную форму. Отсутствие углов и горизонтальных зеркал, расположенных в неравномерной плоскости и закреплённых на заднюю опору, они отражают и увеличивают силу искаженных рефлексий, поглощая их в чёрном цвете. Как было запланировано, тёмная почва из резиновой стружки хорошо впитывает и покрывает мягко обработанную и углублённую поверхность до небольшого бассейна в самом центре сада. Под небольшим слоем воды дно выкрашено в чёрный цвет, за счёт этого пруд кажется бездонным. Вода должна была выполнять функцию зеркала и отражать рефлексии, посылаемые периферийными зеркалами. Во время реализации небольшой бассейн был заменен растительностью, высаженной в форме овала. Граница зеркал при входе создаёт своего рода ширму, которая словно погружает посетителя в чёрный калейдоскоп. 11. Гласные Ландшафтный архитектор: Томас ван Экхут. Архитектор-сценограф Жюли де Леэж. Доктор философии Женевьев Эркен. Ландшафтный архитектор: Ив Колар Страна: БЕЛЬГИЯ Автор взял за основу сюжета Цветной сонет - стихотворение знаменитого французского поэта XIX века Артюра Рембо под названием «Гласные». Это стихотворение уводит нас в мир грез, мечтаний. Поэтому посетив данную экспозицию, мы должны быть, покорены загадочной атмосферой этого сада. 12. Сад головоед (Сад пожиратель голов) Студенты Высшей Национальной школы Архитектуры г.Париж Валь де Сэн: Стивен ФУРМАН, Самсон ЛАКОСТ, Люк ПИНСАР. Преподаватель: Филипп МАЙОЛЬ Страна: ФРАНЦИЯ Сад «Головоед» предлагает индивидуальный красочный эксперимент. Цветные фильтры в форме шаров располагаются на уровне человеческого роста, приглашая, таким образом, посетителей просунуть в них голову. Тогда белый сад становится ярким и красочным, но для этого требуется непосредственное участие самих гостей, которых каждый из шаров уносит в незабываемое космическое путешествие. 13. Каждому свой цвет Студенческий проект от города Анжер (Франция). Проект прошлого года, в который добавили цвет. Сад разделили на 4 зоны, каждая представляет свой цвет (голубой, желтый, зеленый, пурпурный), и свою климатическую зону с характерными растениями. 14. Динамика в линиях Французский проект, который представляет популярная телепрограмма (для любителей и ценителей парков и садов). Нам предлагают представить, что диски, которые мы видим – это будущие деревья. Их размер должен соответствовать размеру 6-летнего дерева. Таким образом, это дает нам возможность понять эволюцию развития какого либо сада за 6 лет. 15. Сад проявляющихся цветов Французский проект представлен архитектором и театральным сценографом. Идея - взаимодействие сосуществования материй. Это цветы, растения и свет, который меняет наше восприятие объектов. Свет полный, отсутствующий или изменяющийся с появлением теней. 16. Перемещение Французский проект, в котором авторы предлагают развернутую концепцию: существует цветовой круг, в нем присутствуют все цвета радуги. Если представить, что этот круг начинает вращаться, тогда многоцветие превращается в один непрерывный цвет, например – серый. Создатель предлагает эксперимент – пройти по спирали, и утверждает, что в конце нас ждет слияние в один цвет. От себя замечу – мы не ощутили. То ли темп выбрали неверный, то ли количество спиралей нужно было увеличить, хотя с точки зрения логики так должно и быть. 17. Лицевая и обратная Авторы считают, что лицевая сторона – это зеленый цвет, цвет природы. Обратная – красный цвет, который реже встречается в природе. Посетителям предлагается, двигаясь вперед, начиная с зеленого цвета, через разнообразие растений, увидеть разнообразие красного цвета. Это сад, в котором используют как декоративные цветы, так и овощи. Мы даже стали свидетелями того, как один из предприимчивых посетителей собрал приличный урожай томатов (Черри), и хотел незаметно удалиться. В ответ на наше замечание, поступило предложение поделиться с нами собранным урожаем. Услышав наш отказ, смущенный, но довольный удалился. Преимущество и отличие фестиваля садов Шомон – сюр – Луар от других выставок в том, что у посетителей есть возможность свободного доступа, без ограничений по времени, для наблюдения за динамикой развития сада в течение полугода. Безусловно, желательно посетить фестиваль в тот период, когда все экспозиции достигают максимального пика декоративности, и понятия их философского содержания. К примеру, посетители, увидевшие сад «Стирка в цветах» в мае, не получили тех ощущений, чем побывавшие там в августе, когда сад наиболее ярко раскрыл свой концептуальный замысел. 18. Сад картина Художница, восхищенная живописью, используя свой опыт и интересовавшую ее технику «Дзен», которая предполагает всматривание, вдумчивое проникновение вовнутрь какого-нибудь произведения, наслаждение, полученное от созерцания, воплотила их в своей красочной экспозиции. Посетители могут присесть на деревянный помост, который имитирует зрительный зал, и, не торопясь, насладиться яркостью красок. Также сад – картина, в соответствии с сезоном меняет цветовую палитру, что вносит определенное разнообразие. 19. Проект 2008 года Дизайнер добавила в сад цвет, используя различные приемы. Сад делится на 3 части. На входе – тропический лес, далее европейский континент и Япония (к садам Шинто). Продолжение >>
|