Отдаю я, сады, вам прекрасные Ваши сказки задумчиво-чудные (Константин Фофанов) Пролог
В том саду, где мы с вами встретились… Первая моя встреча с хозяевами этого сада заняла всего несколько минут. В тот день в садовом центре было много посетителей, а потому, не имея возможности уделить впервые пришедшим ко мне заказчикам должное внимание, я успела обменяться с ними всего несколькими фразами, из которых и стала ясна причина их визита. Она заключалась в просьбе довести до ума, а точнее взяться за создание их сада, над которым уже потрудились две ландшафтные компании, вызвавшие у хозяев, мягко говоря, некоторое недоверие. Следующая встреча состоялась только через полтора месяца, так как из-за большой загруженности взять в работу раньше указанного срока еще один сад у меня не было ни малейшей физической возможности. Увиделись мы уже на участке, который на тот момент представлял собой весьма плачевное зрелище: горы строительного мусора, присыпанного тонким слоем так называемого чернозема, по сути, представлявшего собой обычный рыжий песок с незначительными вкраплениями плодородной почвы, из которой озеленители не потрудились даже удалить сорняки, волнообразная поверхность грунта, якобы подготовленного для засевания газона. И как апофеоз — автоматическая система полива, смонтированная без дендроплана. Вынесенный мною вердикт был суров: работы по озеленению и благоустройству можно продолжать лишь после полной замены почвы, а вернее, начинать их с нуля, так как единственным «благом», оставшимся от предыдущих «благоустроителей», была мощеная дорожка, разделявшая часть сада на зоны и несколько ограничивавшая свободу планировочных решений. В наследство от озеленителей осталось несколько «пьяных» деревьев, посаженных криво и на разных уровнях. Как ни удивительно, убедить заказчиков в столь жестких и радикальных действиях оказалось несложно. К счастью, предыдущим «профессионалам» при всем их старании не удалось окончательно убить в хозяевах веру «в разумное, доброе, вечное», и кредит доверия был выдан ими в третий раз уже третьему исполнителю, которым стала семейная компания Первоцвет. Однако на этот раз, в отличие от предыдущих, он был возвращен сполна и с большими процентами, так как дальнейшее наше сотрудничество, переросшее затем в теплые дружеские отношения, было легким и плодотворным, основанным на полном доверии и взаимопонимании, результатом чего и стал этот необычный и красивый сад. Часть I Вижу горы — исполины, и озера, и леса…
Лазурное море, скалистые горы, розрачное озеро, цветущие луга лесные чащи… Не так уж много мест на нашей маленькой планете, где были бы собраны воедино все земные красоты различных природных зон, некогда сотворенные всевышним. Можно объехать, облететь, «обплыть» полмира, но так и не найти желанный уголок с таким богатым по своему разнообразию ландшафтом. А можно никуда не плыть, не лететь и не ехать, а сотворить все вышеперечисленное просто у себя дома, а точнее, рядом с ним — на собственном приусадебном участке, призвав на помощь не богов, а земных создателей, которыми в данном случае могут стать ландшафтные дизайнеры. Демиургом этого т.н. райского сада стала Светлана Волкова — ландшафтный дизайнер, директор садового центра Первоцвет. Именно она вместе с командой центра и создала всего на 30 сотках загородного приусадебного участка, расположенного на краю соснового леса, и море, и горы, и озеро, и луга… Помните, как в старой сказке: Махнула левым рукавом — вдруг сделалось озеро, махнула правым… Причем озеро сделалось не простое, а стеклянное, светящееся изнутри загадочными огоньками — может быть, бликами от чешуек золотой рыбки? И море сделалось не простым — цветочным, с «разбивающимися» о берег каменными волнами. Вот только и море, и горы, выросшие на ровном месте как по мановению волшебной палочки, — это цитаты из другой, новой сказки, придуманной самой Светланой, ставшей для своих заказчиков и Василисой Премудрой, и Золотой рыбкой, и Хозяйкой Медной горы. Однако «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», и волшебные превращения «убитого» участка — результата «умелой» деятельности первопроходцев из неких ландшафтных фирм — в роскошный сад, ставший гордостью его хозяев, осуществлялись, естественно, не по мановению волшебной палочки или рукавов Царевны-лягушки. Стеклянное озеро с подсветкой тщательно выкладывалось прозрачными голубыми стеклоблоками из фактурного стекла с имитацией капель утренней росы. Цветочное море — продолжение водной темы — скрупулезно засаживалось цветами в соответствии с детальным дендропланом, чтобы с ранней весны до поздней осени оно играло лазурно-голубыми тонами: о весенних гиацинтов, то летних лобелий и петуний, то осенних астр и вербен. В «каменных волнах моря» высадили крокусы и мускари, своими синими и белыми цветами напоминающие морскую пену, накатывающуюся на гальку пляжа. А горный массив — якобы случайное, но при этом строго продуманное нагромождение огромных валунов — методично создавался в течение нескольких дней. С утра до вечера сама директор центра руководила действиями рабочих и водителя автокрана, чтобы каждый камень лег строго в соответствии с задуманной композицией. Часть II Не разделят нас озера и горы…
Нужно сказать, что рукотворные горы создавались не только из соображений эстетики, но и из чисто функциональных потребностей — необходимости замаскировать очистные сооружения и кирпичную коробку душевой, расположенные всего в 4 метрах от бассейна. Таким образом, неэстетичное, но необходимое техническое строение стало частью живописного горного массива, визуально избавив тем самым зону активного отдыха от столь неприглядного и недопустимого соседства, а банальная душевая превратилась в таинственный каменный грот. В продолжение начатой игры в средиземноморский ландшафт горную композицию решили снабдить художественной ночной подсветкой и системой «радужного» автоматического микроорошения. Теперь в лучах вечерних фонарей рассеянные мельчайшие брызги создают великолепный визуальный эффект и ощущение, что где-то совсем рядом находится морской пляж со спустившимся на него густым субтропическим туманом. Эффект не менее великолепный создают и лучи дневного светила, играющие радужными переливами в мелко рассеянных каплях, которые, естественно, и орошают богатую растительность «горных склонов», выполняя свою непосредственную функцию. Так же не случайно возникли и многие другие элементы этого ландшафта. Например, стеклянное озеро появилось как компромисс между желанием хозяйки иметь на своем участке небольшой пруд и категорическим отказом хозяина от каких-либо декоративных водоемов на своей территории, требующих значительных сил, средств и времени по уходу. Благодаря мудрому решению Светланы хозяин был избавлен от лишних проблем и затрат, а хозяйка получила собственный живописный уголок на «берегу озера» с ажурной скамьей и арочной перголой, обвитой клематисом. Перголу увенчали короной, в результате чего все приозерное пространство из обычного места отдыха превратилось в уголок сказок, приглашающий частых гостей этого дома немного поиграть, например, в желания, исполняемые Золотой рыбкой, роль которой с удовольствием играет хозяйка дома — владычица стеклянного озера. Символична и форма озера: каменно-стеклянный квадрат, заключенный в окружность из можжевельника Blue Star и лобелии, — символ вечного взаимодействия бесконечности, олицетворенной в форме круга, и вселенской силы, символизируемой квадратом, а также знак единства женского и мужского начал, инь и ян. Хозяину во владение достался настоящий горный хребет — атрибут суровой мужской романтики. У входа в дом были высажены его любимые деревья — ивы редкого сорта Hakuro-Nishiki, которые по гороскопу друидов являются символическим деревом хозяина. Среди прочих деревьев, растущих в саду, — магнолии, японские клены, лиственницы, ель Inversa, а также сохраненные на участке многолетние сосны. Сосны, оказавшиеся в результате планировочных работ ниже общего уровня участка, обложили камнем и окантовали «кружевом» из почвопокровных растений. Часть III По-над лесом сад цветет, во саду дорожка…
Другие элементы сада не столь символичны, но, думаем, также достойны краткого описания. Это и сдержанный иридарий из бородатых, японских и сибирских ирисов холодных оттенков, и альпийская горка — композиция из крымского известняка и преимущественно альпийских растений, и миксбордеры вдоль кирпичной ограды, которые образуют разноцветную кайму с пятнами из фиолетовых гелиотропов, алых роз и монард, огненных лилий, желтоватых золотарников, серебристых сантолин. В результате строительных работ на участке появились подпорные стенки, создавшие его рельеф и взошедшие на подиум — показаться во всей своей красе — элегантные экзотические хвойники и нарядные желтолистные кустарники, а также дорожки, мощёные в тон здания и цветочного моря плиткой, изготовленной по технологии Гранилит. По краям дорожек, также попадая в тон, высадили бордюр из низкорослого очитка ложного и скального — пурпурного и серебристо-голубого цвета. Особой гордостью хозяев является фирменный посевной газон, который компания Первоцвет, в отличие от большинства других ландшафтных фирм, использующих обычно газоны рулонные, уверенно рекомендует всем своим заказчикам. Уверенность эта основывается на многолетнем опыте Светланы, не раз убеждавшейся в преимуществах посевного газона, представляющего собой богатую смесь разнообразных трав, за счет чего проросшие семена спустя 2–3 месяца образуют бархатистый ярко-зеленый ковер, куда более пышный, яркий и мягкий, чем газон из рулона. Эта бархатистость и яркость — отклик благодарной зелени на правильную технологию посева и грамотный тщательный уход. Впрочем, многое в этом саду не как у других — и стеклянное озеро, и горы, и каменные волны, по утвердению Светланы, не имеют себе аналогов. А по мнению ее заказчиков, не имеют аналогов и та самоотверженность, любовь и даже страсть, с которой дизайнер отдается своей работе, и тот перфекционизм в достижении результата, не позволяющий даже в малом идти на компромиссы. Результат во многом зависит и от самого заказчика, — говорит Светлана, — от его доверия к дизайнеру, от правильного понимания поставленных задач, от его личностных и душевных качеств, в конце концов. Сад — это отражение сущности его хозяина, поэтому для человека духовно бедного ничего яркого и самобытного я создать не смогу, а значит, и не смогу с ним работать, потому что создавать посредственный продукт я не хочу, да и, честно говоря, не умею.
Эпилог
Светлана Волкова: Ландшафтный дизайнер — не только создатель сада, это тот же психолог, врач, если хотите. Главное для него — понять своего заказчика, раскрыть и озвучить, а точнее, изобразить на картине его будущего сада спрятанные в потаенных уголках души его неосознанные желания. Но и сам заказчик должен довериться дизайнеру, как врачу или психологу. Только при таком условии последний станет его дизайнером, а созданный им сад — его садом. Да и для дизай нера встретить своего заказчика — мудрого, тонкого, с хорошим вкусом и к тому же полностью разделяющего твои эстетические пристрастия — наивысшее благо.
|