Садовый центр Первоцвет
Наши услуги
Новости Статьи о компании контакты Портфолио
Сладкая сказка сада
Ландшафтный дизайн
Озеленение и благоустройство
Продажа растений
Член гильдии ландшафтных предпринимателей
Украины и Днепропетровской обл.
Ландшафтный дизайн
Продажа растений
Мы в СМИ
Ми в соцмережах





Поиск:

Китайский сад: цветы будущего в ландшафте древней мудрости

На главную Карта сайта Написать письмо

Однажды, еще как только мы открыли экспозиционный сад, одни из первых посетителей спросили: «Вы, наверное, любите Китай?». Оказалось, гости - знатоки китайской культуры. И наш сад - растения, малые архитектурные формы, камень, водоем и т.д. - напомнил им китайский ландшафтный дизайн.
Мы, конечно, знали этот стиль садового дизайна, как и другие стили (это же наша работа!). Но вовсе не стремились создать именно китайский сад. В чем и признались.
Просто, проектируя наш сад, старались сделать все как можно естественнее. Например, хотели показать, как украшает сад даже небольшой водоем. Продумали, что лучше впишется в наш участок - и «родились» пруд и ручей. А камень - вообще особая наша страсть. Мы убеждены: ландшафтный дизайн и камень - неразделимы. В своем саду мы решили показать, как эффектно можно использовать камень. Так появились мощеные дорожки, скамья из необработанного гранита. Однажды увидели камень - ну точно скала с гротом... И этот камень отлично вписался в дизайн сада. Мы еще оборудовали его подсветкой - эффект потрясающий... Так и совершенствуем свой сад.
И это мы объясняли каждый раз, когда кто-то сравнивал наш сад с китайским. А после каждой такой беседы думали: «Съездить бы в Китай, увидеть самим». Да все было некогда... Но однажды прочла китайское изречение: «Удовольствие на один час - бутылка вина. Удовольствие на один год - женитьба. Удовольствие на всю жизнь - сад». Ну, это был знак! Ведь что говорит девиз нашего садового центра заказчикам? «Вы нам - возможность воплотить наши эксклюзивные идеи. Мы Вам - удовольствие на всю жизнь, Ваш неповторимый сад»!.. В общем, решили: едем в Поднебесную!
Из уймы туров выбрали самый большой и разноплановый, «Города будущего». Тур был новый, сложный (одних перелетов около 30 часов). Зато - четыре города в разных частях Китая!

 

Пекин. Императорский пейзаж


Пекин сразу поражает размахом. Чего стоит самая большая в мире площадь Тяньаньмэнь (Площадь Небесного  Спокойствия), к оторая вмещает до миллиона человек. А зимний императорский дворец Гугун (Запретный Город)! По велению императора Юнлэ в 1406-1420 г.г. его строили 100 тыс. художников, резчиков и других мастеров; 1 миллион рабочих... Но никакая статистика не передаст и толики впечатлений от этих достопримечательностей.
Однако, как ни странно, одно из сильнейших первых впечатлений в Китае - от шоу «Легенда о Кун-фу» в Красном театре. (Кстати, если вам случится посмотреть шоу на DVD, учтите: это то же, что нюхать цветы на фото. Это надо ощутить только вживую). Удивительно! Вроде и сюжет простенький: мальчика отдают в монастырь на обучение - и он, взрослея, преодолевает страхи, искушения, становится мастером. И очевидно, что постановка ориентирована больше на гостей Китая - потому использовано все, что положено для приличного «западного» шоу (техника, эффекты). Но! Музыка, декорации, свет и пиротехника, потрясающее мастерство исполнителей - настоящих монахов-мастеров кун-фу, акробатов, танцоров, певцов - все соединено так искусно, что получаешь очень цельное впечатление. Проникаешься именно духом Китая - его истории, традиций, философии. И понимаешь, что у тебя с этим гораздо больше общего, чем казалось. Любовь, дружба, чувство долга, благородство - это же такое общечеловеческое.
Увиденное действо стало для нас первым проявлением поразительного умения китайцев. Они принимают лучшее из других культур, улавливают веяние времени и угадывают направление будущего. И при этом хранят свою уникальность, основанную на древнейшей культуре. Потом мы замечали это во всем. И массу примеров этого дал ландшафтный дизайн. Вот уж точно: китайский сад - место, где из древности вырастает будущее.
Следующее удивительное впечатление - от Великой Китайской Стены. Уж сколько о ней сказано! Но в каком проспекте описан удивительный дух этого места? Кажется, древний ландшафт, в который вросла Стена, пропитан мистической силой. Мы видели, как ну очень пожилые туристы словно молодели на глазах. И в 33оС бодрым шагом - на самый верх!.. Может, тут до сих пор витает сила духа сотен тысяч строивших Великую Стену? Одно понимаю точно - на такой титанический труд способен только по-настоящему великий народ.
 Еще больше проникаюсь уважением к китайцам, когда попадаем в Ихэюань (Сад Безмятежного Спокойствия), летнюю резиденцию императоров. Эту встречу предвкушала особо - это же лучший сохранившийся императорский парк! Кстати, в китайском языке сад и парк обозначаются одним словом - юань.
Дотошные исследователи поделили классические китайские сады на 6 типов, но сошлись на 3 основных: императорский (или дворцовый) сад, храмовый сад и личный сад (он же «домовой»). Начнем с императорского сада.
Китайцы утверждают, что первый сад правителя появился 3200 лет назад! Из той древности китайский ландшафтный дизайн и получил первые правила.
Изначально императорский сад - просто живописный участок, выделенный из дикого ландшафта. Ландшафтный дизайн сводился к созданию водоема, прокладыванию дорожек и возведению павильона для отдыха. А иногда обходились и без этого - если «сад» использовали лишь для охоты. Но со временем императорский сад увеличивается, преобразования естественной среды все сильнее. Сад действительно становится парком, соответствующим статусу правителя. Летописи говорят: в 190 г. до н.э. сад императора Ути имел в окружности 200 км. Искусственные гроты, ручьи и пруды. С тех пор в саду стали не только сохранять дикорастущие растения, но и специально разводить декоративные деревья, кустарники, цветы. А с конца 900-х годов императорский парк - это уже грандиозный ландшафтный дизайн. Практически в любом месте могли создать новый ландшафт. За образец брали реальные пейзажи, существующие где-либо, или картины китайских живописцев. Разрабатывали проект - и выкапывали озера, русла рек и ручьев, насыпали горы... Главное - чтобы рукотворный ландшафт выглядел максимально естественно.
Так был создан и парк Ихэюань. Вообще-то, первый сад с павильонами для отдыха правителей на этом месте был построен еще в XII в. А в середине XVIII в. император Цяньлун приказал создать подобие озера Сиху близ Ханчжоу («чудеснейшего в Поднебесной»). Рукотворное озеро назвали Куньмин. Из вынутого грунта возвели холм Ваньшоушань (Гора Долголетия). Площадь сада - 290 га, озеро - почти 3/4 территории. (Максимум, который отводит под воду китайский ландшафтный дизайн. А минимум - 1/3)

Кстати, «возведение гор и рытье водоемов» - дословный перевод китайского аналога понятия «ландшафтный дизайн». Синоним слова ландшафт - «горы и воды» (шань-шуй). То есть, название направления живописи, которое мы зовем «пейзаж». Ничего странного, что первыми ландшафтными дизайнерами в Китае были именно художники-пейзажисты. Как ничего странного и в том, что горы и вода - основные элементы китайского сада. Во всяком случае, для китайца это очевидно.
«Нужна гармония между Инь и Ян, между активным, небесным и спокойным, земным. Когда между ними гармония, животворящая энергия Ци движется, наполняет пространство. Вода принадлежит Инь. Гора, растущая из иньской матери-земли, поднимается к янскому небу-отцу. У горы сила Ян. Горы и вода в гармонии - хороший фен-шуй в саду. Сад - как целый мир. В саду добрая Ци - в мире добрая Ци», - вот так предельно популярно объясняли нам глубины премудрости китайского искусства фен-шуй. Того самого, которое известно и у нас, и которое китайцы минимум 3000 лет вовсю применяют для улучшения среды обитания.
Однако громадные площади императорских парков - это и для китайского ландшафтного дизайна скорее исключение. «Действуй сообразно с местными условиями. Малым достигай большого. Соблюдай гармонию пропорций», - суть основных принципов, сформулированных на заре садового искусства Китая. Так что группа камней или даже один соразмерный имеющейся площади камень - вот и «гора». Небольшой прудик - тоже достаточно. А иногда воду может символизировать что-то другое. Например, синие цветы на клумбе. Или даже мелкая галька и песок! (Этот прием позаимствовали и усовершенствовали японцы).
Но вернемся в Ихэюань. Интересно: он так естественен, что приходится напоминать себе о его искусственном происхождении. Но - не напоминается. Потому что сад прекрасен! И даже строения подчеркивают его природность. Архитектурный ансамбль парка - это особый  разговор. Здесь 3000 чудесных строений. Но и среди них есть «звезды». Во-первых, центральный павильон Жэньшоудянь (Дворец Человеколюбия и Долголетия), откуда правили императоры. У входа - магическая стража , 2 черных камня. Галерея Чанлан (Длинный Коридор) - самая длинная в мире расписанная галерея (728 м; 1408 сюжетов, иллюстрирующих мифологию, историю, литературу). Она соединяет все важнейшие здания вдоль подножия горы Долголетия. С каждым ее изгибом одни и те же объекты парка открываются все в новых ракурсах. Каменный мост Шицикунцяо (Мост 17 Пролетов) - с отражением своих арочных пролетов в воде производит волшебное впечатление. Цинъяньфан (Мраморный Корабль) - 36-метровый озерный павильон (каменная основа, деревянная надстройка). Построенный в 1755 г., через 5 лет был разрушен (была такая, знаете ли, Вторая опиумная война). Восстановили корабль в 1899 г., причем снабдили колесами, как у парохода. (Такое вот давнее свидетельство: китайский ландшафтный дизайн восприимчив к прогрессу!). Также особо знамениты Пайюньдянь (Дворец Заоблачных Высей) и храм Фосянгэ (Дворец Воскуривания Благовоний) на горе Долголетия. Фосянге и статуя Будды в храме - самый известный «символ» парка.
Вообще, многочисленные беседки и прочие малые архитектурные формы - особенность китайского ландшафтного дизайна. Даже в сравнительно малом саду для них находят место.

 

 

Санья. Тысяча жемчужин


Самый южный город самого южного китайского острова Хайнань. Этот край из тех китайских земель, в истории  которых больше всего лихих поворотов. Самый счастливый произошел в конце 1980-х, когда Хайнань стал «лабораторией капитализма» - тут «испытывают» разные модели рыночных отношений. Теперь остров известен как «Восточные Гавайи». Он и лежит с Гавайями на одной широте, но предлагает туристам уникальное «меню». Основные достопримечательности - в районе г. Санья.
Чистейшие пляжи, дайвинг, серфинг, шикарные поля для гольфа, огромный выбор наслаждений для гурманов и т.д. - все в наличии. Но есть еще множество культурных и природных достопримечательностей, большинство - уникальны. Например, здесь лучшие в Азии термальные курорты. Мы были в Наньтянь (Жемчужная Река). Это крупнейший термальный парк в Китае с бассейнами под открытым небом. Для романтиков - с лепестками роз, чая, кофе... Есть бассейны с модной рыботерапией (ощущения... специфические).
Еще несколько популярнейших «адресов»: Остров Пиратов, океанариум, самый большой в Китае парк тропических птиц... Интереснейший парк Ущелье бабочек (тут единственное заметное вмешательство человека в пейзаж - сеть, удерживающая бабочек в пределах парка; а воздушные танцы тысяч эти созданий - сказочное зрелище!)
Весьма популярен Остров Обезьян. Пока вас несет к нему фуникулер, с высоты птичьего полета созерцаете поселения «морского народа», который рыбачит и живет, почти не выходя на сушу; роскошную панораму Южно-Китайского моря... Кстати, в этом море - лучший в мире жемчуг, а лучшие плантации жемчуга вы тоже видите из кабины... Но вот вы добрались до царства обезьян. На 1000 кв. км здесь живет более 2500 гуансийских макак. И как живут! Бассейны, шикарные «игровые поля», отличный уход... На входе макаки-караульные поднимут в вашу честь флаги... Не теряйте бдительности - гостеприимные обезьяны запросто могут стащить все, что привлечет их внимание. Тем не менее - масса удовольствия от наблюдения обезьян в естественной среде и от представления обезьяньего цирка. Но не меньше удовольствия нам подарил и сам парк. Ландшафт, разнообразнейшие тропические растения - роскошно! Поражает, как человек смог так деликатно «подправить» дикую природу.
Вообще, на острове очень много ландшафтных парков. Один - в самой Санье, парк Лухуэйтоу (Обернувшаяся Олениха). Это мыс с горной грядой, которая напоминает оленя. По легенде, юный охотник в этом месте выследил золотую олениху, а она, заметив охотника, превратилась в божественной красоты девушку... Это священное место племен народности  Ли.
Кстати, по официальной версии Ли - аборигены острова. На самом деле первые их племена перебрались сюда с материка в VI в., а коренные жители (крохотные племена полинезийских народностей) слились с Ли. В XVI в. стали массово прибывать «материковые» китайцы, и «аборигенов» Ли потеснили к югу, да и вообще стали притеснять. В XVIII в. Ли сильно забунтовали. Утихомирить их командировали наемников, представителей другой «малой», но воинственной народности - Мяо... В итоге Ли и Мяо по сей день живут в добром соседстве.
Посещение фольклорных деревень Ли и Мяо - одна из «хитовых» экскурсий (обряды, ритуальные песни и танцы, народные промыслы...). Но вот что замечательно: это для Ли и Мяо - не работа на зрителя. Это их реальная жизнь, они действительно блюдут свои традиции. Как и местные индонезийцы (Индонезийская фольклорная деревня на острове тоже есть). Это я на тот случай, если у кого-то еще есть стереотип: мол, китайская культура - это монокультура. На самом деле это букет традиций, верований разных народностей Китая. Самое же интересное - на Хайнане множество ярких примеров того, что китайская культура давно органично  сочетается с «западными» культурами. Здесь предостаточно «следов» португальских колонистов, прежде всего в архитектуре. Но мне особенно интересно было видеть эти «следы» в садовом искусстве.
От многих коллег - ландшафтных дизайнеров слышала: мол, китайский сад с его стремлением к максимальной естественности не приемлет топиарный дизайн (художественную обрезку растений, «зеленые скульптуры»). Меня такая категоричность всегда удивляла. В конце концов, бонсай - тоже вариант топиарного искусства. А изобрели его, как известно, в Китае (это уж потом Япония позаимствовала это у китайцев, как и вообще садовое искусство, и живопись с поэзией, и письменность, и буддизм и многое другое). Так вот, одно из первых, что увидела на Хайнане - обилие этих самых топиарных шедевров. Но при этом выполнены они вполне в соответствии с принципами китайского садового искусства! Пример - сады парка Наньшань, крупнейшего в Азии Центра буддизма.
Парк площадью 50 кв. км на берегу моря создан вокруг древнего монастыря. Здесь в одном из прекрасных павильонов «живет» особенная статуя будды Гуаньинь, богини  милосердия. Первое, что сообщают про этот шедевр туристические буклеты - «внешние параметры»: двухметровая статуя, рекордсменка Гиннеса - 140 кг золота, драгоценные камни, постамент-лотос из ценнейшего белого нефрита... А в парке первое, что нам о ней сообщили - это одна из величайших святынь буддизма, в ней хранится частица праха Будды Шакьи-Муни, основателя религии. Я предполагала, что такой святыне должен соответствовать по красоте и парк. Надеялась увидеть образец храмового сада.
Что говорят научные труды об этом типе китайского сада? Как и любой китайский сад, храмовый сад должен органично вписаться в ландшафт; все формы должны быть максимально естественны. Главная цель этого сада - создать у посетителя подобающее для общения со святынями настроение. При этом и даосы, и буддисты в полной мере использовали принципы все того же фен-шуй. Но внесли в классический китайский ландшафтный дизайн и особые приемы. Что даосы, что буддисты - создавали сад как метафору жизни. На жизненном пути приходится пройти через опасные искушения и суровые испытания, но в результате достойный обретает душевное равновесие и блаженство. Об опасностях посетителю напоминал так называемый «пейзаж ужаса»: сумрачная роща, грозно нависающие над головой утесы,  расколотое молнией или поваленное дерево и тому подобные приемы. Но вот поворот тропы - и открывается совершенно иной вид, «пейзаж радости»: поляна ароматных трав, цветы, красивый камень в лучах солнца, журчащий ручей или озеро с лотосами и т.д. И конечно - павильон, беседка или скамья, чтобы остановиться, осмыслить пройденное и вдохновиться на продолжение пути. Так создавались храмовые парки изначально. Но со временем цель их все больше корректировалась в сторону показа идеала, к которому нужно стремиться на жизненном пути. Поэтому «пейзаж ужаса» практически ушел (а если и применялся, то в очень облегченном варианте). Что же я увидела в парке буддистского центра?
Наньшань сильно удивил. С одной стороны - множество приемов, напоминающих «западный» ландшафтный дизайн. С другой - применены они совершенно по-особому. Например, те же топиарные шедевры. Формы, под которые острижен кустарник, разнообразны. Но - никаких острых углов. Даже если это конус - линии аккуратно скруглены, максимально плавны.
 Также в парке много изваяний, что так любит европейское садовое искусство. Но если «западная» традиция предпочитает использовать садовую скульптуру, чтобы подчеркнуть симметрию планировки, то здесь наоборот. Всевозможные будды очень естественно сидят группками на лужайках, разные почитаемые животные словно разбрелись по саду.
Кстати, о статуях. Вблизи парка был маленький островок. Его соединили с берегом насыпью, укрупнили - теперь тут храм Гуаньинь. А над храмом - бронзовая статуя богини. Высота - 108 м (выше нью-йоркской статуи Свободы).
Еще открытие: казалось, китайский ландшафтный дизайн и газон несовместимы... Очень даже совместимы! Правда, это все же не классический газон (однородно зеленый, идеально подстриженный). Здесь его оживляют то цветы (их высаживают асимметричными островками); то кустарник, «разбросанный» живописными группами. Еще интересный способ избавиться от нарочитой ровности газона - рельефная стрижка. Например, газон, на котором таким образом «выписаны» иероглифы - символы всяческих благ и достоинств.
Словом, все ради естественности! И вполне в соответствии с канонами фен-шуй. Наньшанский парк вообще считается высшим образцом правильного фен-шуй. Но, честно говоря, об этом я думала меньше всего. Просто наслаждалась красотой. Деревья, кустарники, цветы - как гармонично они здесь сочетаются! То плавные нюансы разных оттенков зелени, то смелые (но очень органичные) контрасты цвета или формы растений. Кстати, при всем многообразии растений в Наньшане (более 1000 видов!) и здесь особое место у фаворитов, которые в любом китайском саду желанны в первую очередь. Это деревья: дикая слива, персик, абрикос и вишня. (Кстати, хотя у нас обычно под сакурой подразумевается китайская вишня, вообще это собирательное название включает и персик, и абрикос). Священные цветы фен-шуй: лотос, пион, хризантема, орхидея и магнолия. Ну и конечно - бамбук.
И, разумеется, прекрасные камни, плавные очертания водоемов. Изящные беседки и пагоды. Кажется, что одни из них парят над каскадами зелени на склонах холмов, другие - точно вырастают из трав, цветов, кустарника... Вот как продуманно здесь вписывают эти «малые архитектурные формы» в создаваемый ландшафт!
Такие же принципы и приемы дизайна очень интересно воплощает и ландшафтный парк даосского центра Дун Тянь. Он вблизи Наньшаня, расположен на склоне прибрежных гор, и обычно его название переводят как Чудеса Моря и Гор. Но теперь-то мы знаем, что лучше использовать другой перевод - Небесные Гроты. Не только потому, что это правильнее, но и из уважения к китайской культуре. Ведь в даосизме «дун тянь» - это небесные пещеры, где живут бессмертные святые. Даосский центр на Хайнане - одно из таких мест, причем особо магическое. Говорят, тут обитает один из четырёх правителей мира, южный дракон, и помогает всем, кто почтит его в здешнем храме. Видеть благородного дракона не довелось, но «драконово» дерево, которому более 6 тысяч лет - впечатляющее зрелище. Вообще, в Дун Тяне действительно много чудесного. Он меньше Наньшаня (22,5 кв. км). Но какие здесь пещеры, как грамотно и эффектно ландшафтный дизайн подчеркивает естественную красоту горных пейзажей! Как вписана в ландшафт садовая архитектура! Очень вдохновляющий шедевр.
Впрочем, какой парк на Хайнане вы ни посетите - ландшафтный дизайн каждого дарит сильнейшее удовольствие и вдохновение.
Хайнань имеет еще одно неофициальное имя - Жемчужина. Но после полученных там ярчайших впечатлений для меня он - тысяча жемчужин.

 

 

Гонконг. Тайный сад


В иллюминаторе самолета мелькнули горы - и в следующий миг ощущение, что садимся в море. Эффект объяснимый, ведь  аэропорт Гонконга - это остров. Отличный образец инженерной мысли! Да что говорить - не зря же он в 2007 г. в 6-й раз признан лучшим аэропортом мира. Но мы особо отметили, как рационально использован каждый метр площади. Оно и понятно - с землей в Гонконге давно «напряженка». И при этом 40% площади города занимают парки. Отщипнуть кусочек зеленой зоны под застройку практически нереально. Вот эта информация сразу вызвала у нас особое уважение к властям и жителям.
Наше потрясение №2... Нет, не небоскребы. Хотя видеть, как их вершины врастают в небо - это что-то! Но сильнее впечатляет, когда видишь, как в этом нереально стремительном, невероятно деловом городе перекрывают целую улицу, потому что на ней лечат вековое дерево.
В Китае вообще почитают старые деревья (фен-шуй велит!). Если такое дерево умирает - его будут лечить, даже протезировать. И даже если дерево почти умерло - его не удаляют до последнего. Часто стараются «оживить», используя как опору для вьющегося растения.
Ну а Гонконг... Мы, конечно, ждали ярких впечатлений от залива Виктория, от панорам, открывающихся с одноименного пика, от прочих достопримечательностей... Все это не обмануло ожидания. Подъем на двухсотлетнем фуникулере на пик Виктория - уже это дает всплеск эмоций. Фантастический вид: залив, небоскребы, горы... Но главное наше открытие в Гонконге - изобретательный ландшафтный дизайн и особая прелесть его садов!
Из китайского садового искусства мировой ландшафтный дизайн позаимствовал и такой гениальный прием как «тайный сад» (или «сад в саду»). Это тот укромный уголок, который предназначен исключительно для уединения и умиротворения. Он может быть совсем маленьким. Главное - чтобы он «работал». Потому все, что наполнит тайный сад, выбирается с повышенным вниманием - камень, скамья, фонарь... Особенно тщательно подбираются растения. Кустарник - он вообще может стать «стенами» этого островка покоя. Дерево - может, всего одно, но самое приятное для владельца... Цветы - пусть немного, но самые «близкие»...
Так вот, в какой-то момент мы ощутили, что «каменные джунгли» - вовсе не такая уж мрачная метафора, если речь о Гонконге. Как скалы и гигантские деревья из седых легенд - стремятся к облакам небоскребы. Как бурные реки и упрямые ручьи - «текут» улицы. А у земли, поближе к человеку - словно подлесок: уютные гонконгские сады, скверы, парки.
Каждый из них - как тайный сад в каменных джунглях. Входишь в такой оазис - и окунаешься в тишину и покой. В каждом - обязательно водоем. Вода - журчащая, бесшумно струящаяся или спокойная. В каждом случае такая, как необходимо именно для этого места (фен-шуй, однако!). В воде - водяные лилии разных расцветок, а царствует - лотос. И разноцветные рыбки (и взгляд радуют, и достаток привлекают). Черепахи греются на камешках. Смотришь на цветы, на любое дерево - чуть не каждое облюбовала какая-то птица или удивительной красоты насекомое. Тут особо ощущается гармония!
А в ночном Гонконге прелесть его садов еще пронзительнее. Ошеломляющий контраст! Сияющие иллюминацией здания, над ними - изысканное лазерное шоу... И - зеленые островки, которые на фоне этой феерии еще свежее, еще ближе к «дикой» природе.
Очень интересно, как в парках Гонконга организовано пространство. При сравнительно небольшой территории, они «внутри больше, чем снаружи». Высший класс ландшафтного дизайна! Вообще-то, приемы, которыми это достигают, мы отмечали и в гигантском императорском Ихэюане, и в садах Хайнаня. Но отточены эти приемы были при создании так называемых личных садов. Встреча с классикой этого жанра - впереди.

 

Шанхай. Магнолия улыбается


Тут даже скептик подумает: «Что-то есть в этой китайской магии». Символ Шанхая - магнолия. А в фен-шуй магнолия -  один из талисманов достоинства, благородства и достатка. Шанхай же давно называют локомотивом китайской экономики. И по экономическим показателям он соперничает только с Гонконгом.
Крупнейший мегаполис Китая (а в мире - 5-й). Население - уже под 20 млн. Строительный бум - фантастический. И архитектура тоже. Почти вся современная застройка - высотные здания. И каждое отличается от других. При всем этом озеленение осуществляется даже в большем темпе, чем строительство... Это все нам сообщают еще по пути из аэропорта.
Озеленение мы оценили сразу. Разнообразнейшие растения - хвойные, лиственные - соединяются в роскошные многоярусные композиции. Однолетние цветы сплетаются в радужные «серпантины». В изобилии кустарники, в том числе - шедевры «китайского топиари».
Вообще, у Шанхая особый шарм. «Восточный Париж», «Китайский Нью-Йорк» - сравнения почти столетней давности и сегодня точны. Здесь восток и запад, древность и будущее переплелись, как ни в одном другом городе. Небоскребы, дороги в 4-5 уровней, супертехнологичная телебашня «Восточная Жемчужина» (468 м, третья по высоте в мире). А на другом берегу реки Хуанпу - легендарная набережная Вайтань, она же улица Бунд. Она же - «музей мировой архитектуры». (Здесь с 1930-х сохранились 52 построенных западными гостями здания - прекрасные образцы разных стилей, от классицизма до ар-деко). А по реке бегут и современнейшие суда, и старинные джонки...
Многие считают Шанхай «космополитом». А мы почувствовали, что он был и остается настоящим «китайцем». С каким уважением и гордостью относятся шанхайцы к памятникам китайской культуры - знаменитому храму Нефритового Будды, монастырю Лунхуасы, древним поселкам Чибао, Чжуцзяцзяо... А парк Юйюань (Сад Радости) - вообще особое место. И строился-то он с 1559 с большим трудом, и разрушался не раз - но как восстановлен! На такое способны только люди, очень уважающие свою историю, культуру.
Ну а с точки зрения ландшафтного дизайна - это один из прекрасных образцов так называемого личного сада.
Личный сад - это, в общем-то, все те же приемы и принципы садового дизайна, что и в императорском и храмовом саду. Плюс - некоторые особенности. По названию понятно, что сады эти принадлежали частным лицам. Ясно, что даже состоятельные граждане и не думали по ресурсам тягаться с императорами или губернаторами провинций. Ограничения ресурсов компенсировали изощренные приемы садового дизайна.
«Природе чужда нарочитая прямолинейность», - говорит исконная китайская философия. Эта мысль оказалась еще и практичной. В китайском саду нет долгих прямых дорожек. Чем больше изгибов у тропы - тем длиннее путь, тем дольше прогулка по саду. Плюс - увеличивается число точек обзора, один фрагмент сада раскрывается несколько раз в разных ракурсах. И сад кажется гораздо больше, чем есть.
 Другой важный прием - заимствование пейзажа. Простейший пример: из окна видно красивое дерево. Вы ищете такие комнатные растения, чтобы, когда установите их у окна, они гармонировали с деревом (на уровне форм, оттенков). В какой-то момент этого подбора вы вдруг замечаете: пейзаж словно вошел в комнату (или - комната расширилась до пределов окружающей природы, а ей предела, как известно, нет). По этому же принципу «расширяли» и ограниченный личный сад.
Эти и другие приемы, о которых я говорила раньше, гениально реализованы в Саду Радости. Территория в 2 га разделена стенами на 6 зон (так называемых «залов» и «палат»), а в них - множество пейзажных сцен. Галереи, дорожки создают извилистый маршрут, который и разделяет, и объединяет сад - один пейзаж приоткрывает вид на следующий («заимствует»). В итоге - удивительный лабиринт из 30 павильонов, садов камней, водоемов и мостиков. Сад и начинается с моста через чудный пруд. Посреди моста - первый павильон, сейчас в нем очень популярная чайная. Далее - Зал Созерцания Гор.
Про здешний Великий Сад Камней путеводители сообщают, что тут - одна из старейших искусственных горок. Что эта «гряда» высотой 12 м воспроизводит реальный ландшафт из провинции Шандунь... Сравнить с «оригиналом» не могу, но и без того впечатление удивительное. Обрывы, «пещеры», поток воды - очень природно и в то же время сказочно!
Еще одно из интереснейших впечатлений от Сада Радости - Палата Десяти Тысяч Цветов. Нам говорили, что цветы здесь распускаются постоянно. Мы убедились, что это так. И не потому, что цветы цветут в изящной резьбе на стенах павильона. Здесь очень грамотно подобраны растения - одни цветы сменяют другие весь год. Интересно, что и в этом уголке не обошлось без «его величества» камня.
Вроде уже и привыкла, что камень и китайский сад нераздельны... И что китайский ландшафтный дизайн любит камень, над которым поработали если не вода, то хотя бы ветер. Но камни в Юйюане - нечто особенное. Ну очень химерического вида!
Чего стоит знаменитый Изящный Нефрит. Камень высотой 3,3 м, чуть «мерцающий», источенный водой (говорят, в нем 72 отверстия, но, кажется, гораздо больше!). Сюрреалистическая скульптура, созданная самой Природой.
 Рассказывают, что этот камень предназначался для сада Северного Императора династии Сун, большого ценителя камня. (Императорский указ даже освобождал от налогов ту провинцию, откуда доставят особо интересный камень). При переправе через Янцзы очередная партия камня затонула, и поднять груз тогда не смогли. В императорский сад те камни так и не попали. Зато оказались в одном частном саду (видно, заказчик хорошо мотивировал ныряльщиков). Ну а потом Изящный Нефрит попал в Сад Радости.
Один из особо замечательных секторов Сада Радости - Внутренний Сад. Его красоты многократно описаны. И изысканный декор старинного театра и Павильона Созерцания. И каменные горки, при разглядывании превращающиеся в животных (тут и павлин, и черепаха и т.д.)... И пруд-загадка - можно долго гадать: почему он называется Девять Драконов, если тут только 4 драконовы статуи? (Еще 4 - отражения в воде, а девятый - в очертании самого пруда). А замечательные растения! Чего стоят вековые гранатовые деревья, самшиты...
Но нас впечатлило уже то, как устроен путь во Внутренний Сад. Настоящая драматургия пространства! Представьте: входите в маленький сад, ограниченный белоснежными стенами. Из «окна» просматривается другой маленький сад... После череды садов-«комнаток» Внутренний Сад кажется особо просторным и сказочным.
Да, изумительный эффект может дать ландшафтный дизайн, если не диктует Природе, а следует ей. Это я говорю не только про Сад Радости. Это относится ко всем объектам ландшафтного дизайна, которые мы увидели в Китае. Конечно, наверняка подобное чувствовали еще первые гости из «западного» мира. Не зря же англичане, вдохновленные китайским садовым искусством, создали свой пейзажный сад. Но ведь каждый, кто знакомится с новой культурой вживую, делает свои открытия. И вот что я открыла для себя: китайский сад - это то, чего не следует копировать.
Ведь сад в Китае - удивительный сплав философий и верований, уникальной живописи и поэзии. Это во всем: в ландшафте, в подборе растений, в оформлении строений... Даже в названиях: Вершина Уединенной Радости; Павильон, Достойный Ароматных Трав; Павильон Учения Девяти Львов; Башня Шумящего Дождя... Это же не просто красиво, за этим - глубокий смысл. Хотя бы последнее название - его носит одна из беседок в Юйюане. Нам объяснили, что когда-то беседку украшали нити жемчуга; при ветерке они «шуршали» как дождь. И это воплощало цитату из старинной поэмы: «Жемчужный занавес дождя плывет от Западных Гор...» А поэма эта - одна из знаковых в китайской поэзии...
Словом, сад - это совершенная форма, наполненная «многослойным» смыслом. Это, пожалуй, важнейшее, чему может научить китайский ландшафтный дизайн. И так ли важно, какие приемы использовать? Главное - чтобы родился настоящий сад. Который не только радует естественной природной красотой. Но и напоминает о твоих корнях, помогает ощутить гармонию мира, укрепляет дух и вдохновляет.

 

Мир глазами Светланы Волковой - Калейдоскоп. Китай - Гонконг, Пекин, Шанхай, Остров Хайнань 2007 год.

 

Пусть у вас будет такой сад!
Директор садового центра Светлана Волкова.

г.Днепропетровск,
пос. Кировское,
ул. Ленина 16
(056) 375 12 20
моб. 8050 3636370
Ландшафтный дизайн, садовый Центр Первоцвет, озеленение, благоустройство участков, статьи о ландшафтном дизайне Днепропетровск